Автор Ярослава Бычкова
Украинские политики очень любят порассуждать о том, как совсем скоро торговля с Россией будет сведена к нулю. Все доводы Москвы о том, что подобный разрыв может стать серьезным испытанием для украинцев, в Киеве предпочитают не слышать.
Как бы сложно ни складывались современные условия, российский рынок занимает первую позицию для Украины и по импорту, и по экспорту. К середине нынешнего года его удельный вес по экспорту составлял 12,5% (второе место занимает Турция, куда поступают 8% украинских товаров), а по импорту – 16,6%, что все равно больше Германии, которая лишь немного превышает 11%. Иными словами, сокращай, не сокращай, а Россия все равно остается главным торговым партнером.
Много шума наделала программа отказаться от закупки российских углеводородов, а заодно, найти способ заменить поставки с Донбасса. Но как ни рекламировали южноафриканский уголь, перейти на него все равно не удалось, напоминает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев:
"Как мы знаем, во-первых, очень трудно поменять сам вектор – с России на Норвегию или какие-то другие источники. Мы знаем, например, что попыталась Украина заменить донбасский уголь на южноафриканский. Она его покупает, завозит, влезает в долги, однако такой маленький момент прозаический: оказалось, что она не приспособлена под южноафриканские угли. Оказалось, чтобы переориентироваться в такой небольшой области, надо дополнительные капиталовложения, надо организовывать мероприятия. Это только один маленький пример. Все это указывает на то, что она вольна поступать по своему желанию, но, тем не менее, все это туманно и очень тяжело и будет требовать огромных финансовых, организационных и прочих ресурсов. Но это перспектива даже не на годы, а, скорее, на десятилетия".
А пока Россия продолжает играть роль главного поставщика энергоресурсов. 12 октября "Газпром" возобновил поставки газа на Украину. Это произошло после получения от "Нафтогаза Украины" предоплаты, которая составила 234 млн долларов. Ну а ранее именно финансовые проблемы мешали Киеву жить в тепле и без проблем, подчеркивает Михаил Беляев:
"Декларировать можно все, что угодно, но надо понимать: поскольку Украина очень плотно завязана на наши энергетические поставки и была завязана в течение длительного времени, то очень быстрый разворот, даже если она это захочет, получиться не может. Даже если бы Украина находилась в более выгодном финансовом положении. А это одно из самых основных препятствий, которое будет мешать ей переориентировать свои источники на западные. Если она вознамерилась этот курс проводить".
Еще одной излюбленной темой на Украине еще совсем недавно были разговоры о том, как в Европе ждут поставки украинской сельхозпродукции. Но постепенно даже до киевских политиков стало очевидным: Европе не нужны поставки из Украины, поэтому она сделает все, чтобы этого не произошло. Или же просто будет забирать только то, что действительно важно и нужно.
"Показательна активность тех же самых транснациональных показателей на Украине. Украина была житницей всего СССР и главное ее достоинство с точки зрения мировых завоевателей – ее черноземы, ее сельскохозяйственные земли. И далеко не странно, что они уже там".
В результате у Киева появилась новая головная боль: искать новые рынки. Пока в кандидатах – Ближний и Средний Восток, Африка, Юго-Восточная Азия. Но и здесь рынки давно сформировались, и вряд ли там будут рады новому игроку.