Автор Ярослава Бычкова
Коррупцию на Украине уже давно причислили к одной из самых главных зол. О том, что она достигла гигантских размеров, говорят не только эксперты, но и многие политики. Незаконные доходы многих известных персон уже обсуждаются открыто. Однако сделать что-то и поставить преграды на пути подобного обогащения власти пока не могут. Или не хотят.
Самый свежий пример – президент Порошенко, который за год пребывания на этом посту стал в семь раз богаче. Только дивиденды и проценты принесли Петру Алексеевичу около 16 млн долларов. И это в стране, где за два года пенсии упали со 115 долларов до 60. Но президента этот разрыв не беспокоит, как не беспокоят и истории о том, какая судьба постигла людей, знавших о нем и других олигархах слишком много. Достаточно вспомнить "самоубийство", которое потом переквалифицировали в "умышленное убийство" главы Фонда государственного имущества Украины с 2005 по 2008 год Валентины Семенюк-Самсоненко, считает директор Института трансформации общества Олег Соскин:
"Все эти люди были обладателями мощной информационной базы. Они, так или иначе, контактировали или принимали участие в разных серьезных проектах. Самсоненко была главой Фонда государственного имущества, она была связана с реприватизацией, связанной с "Криворожсталью" – это десятки миллиардов долларов. Она знала многие нюансы, связанные с другими приватизационными объектами, она знала, как формировалось богатство семьи Порошенко, она должна была видеть эти документы. И не только Порошенко, но и других людей, которые стали владеть огромными комплексами: сахарозаводами, если брать Порошенко, кондитерскими фабриками. Она достаточно обладала объемом знаний.
Вопросы есть и к другим представителям украинской власти. Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко заявила о том, что коррупция, в которой замешано нынешнее правительство, лишила население почти миллиарда долларов. Источник подобного "заработка" Тимошенко описала так: правительство Арсения Яценюка реализовало коммерческим структурам по теневым схемам около 5,6 млрд кубометров природного газа собственной добычи. И именно по этой причине украинцы вынуждены были переплачивать за газ, что в итоге вылилось в 960 млн долларов. Если считать дальше, то сегодня средняя семья тратит на ЖКХ более трети своих доходов.
"Нынешние власти Украины будут пытаться "успокоить" население, говоря, что дефолт – это не страшно, что просто название такое. Зная напряженности в украинском обществе, можно предположить, что если произойдет дефолт, то вполне возможна новая революция. Те олигархи, которые находятся сейчас у власти, будут физически уничтожаться. А не просто дворцовые перевороты.
Но украинских олигархов куда больше волнует широко обсуждаемая реформа местного самоуправления. Ведь многие уже открыто говорят, что власть на местах станет предметом активного торга, замечает заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Левченков:
"С одной стороны, очевидно, что реформа местного самоуправления должна служить благим целям, предоставить больше власти на местах, ограничить произвол чиновников.
Говорить на этом фоне даже о каком-то желании победить коррупцию бессмысленно: власть в этом просто не заинтересована и под любым предлогом сводит все усилия на "нет". Возможно, именно поэтому все чаще украинцы предлагают призвать помощь извне. Ведь есть же пример Гватемалы, где финансируемое ООН и укомплектованное юристами-экспатами агентство установило систему правосудия и даже предъявило обвинение бывшему президенту страны.