Евросоюз одобрил план действий по миграции с Турцией, сообщил представителям СМИ глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер по итогам саммита ЕС.
"Вечером мы договорились по поводу точного содержания общего плана действий, нацеленного на то, чтобы гарантировать, что беженцы, которые находятся в Турции, останутся в Турции, а также предотвратить приезд беженцев и мигрантов из Турции в ЕС", – сказал Юнкер.
В ответ турецкий лидер Тайип Эрдоган попросил в два-три раза увеличить финансовую помощь. Ранее Евросоюз предлагал выделить миллиард евро на строительство шести лагерей для беженцев. Анкара также ждет от Брюсселя послаблений визового режима.
Вопросы, связанные с миграционным кризисом в ЕС, будут обсуждаться, в том числе, и 18 октября во время визита в Турцию канцлера Германии Ангелы Меркель.
Евросоюз также нуждается в содействии Турции при контроле совместных границ и хочет обязать турецкие власти возвращать нелегалов, проникших из Турции в ЕС, считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
"В ЕС наблюдается желание упредить уже будущее "наступление" мигрантов, поскольку в отражении нынешнего он пока проигрывает. Мигрантам удалось прорваться и в Германию, и на территории других крупных стран. Помимо ФРГ, они, в основном, сконцентрированы в Венгрии, Греции и Италии. Это – одна часть проблемы. Она заключается в том, чтобы теперь их как-то рассредоточить по Евросоюзу, как-то интегрировать – расселить, обустроить, включить в тот ритм и стереотип жизни, в которой существуют европейцы", – сказал Владимир Оленченко в эфире радио Sputnik.
Успешность выполнения этой задачи вызывает оправданный скептицизм, считает он, поэтому ЕС стремится принять дополнительные меры, которые помогут защитить его внешние границы.
"В этой связи наибольшее беспокойство вызывает миграционный поток, который идет через Турцию. Поэтому состоялись несколько туров переговоров с Анкарой. Уже достигнута договоренность, что те лагеря, которые там имеются, будут укрупнены, намечено создать и дополнительные. Естественно, что турецкие власти требуют, чтобы финансирование взял на себя ЕС. Требования касаются и объемов финансирования, и того, чтобы оно предоставлялось быстрее по срокам", – отметил политолог.
Однако, по его словам, согласие Турции на удерживание мигрантов на своей территории определяется не только денежными вливаниями от Евросоюза.
"Туркам лучше уж держать их на своей территории, чем дожидаться момента, когда страны ЕС начнут требовать, чтобы она приняла беженцев обратно. Есть с Анкарой соглашение о реадмиссии. А многим мигрантам статус беженцев могут не предоставить. И требование Турции удвоить озвученные суммы "на мигрантов" – это не конечная задача. И Германия отдает себе отчет, что этой суммой они не откупятся. Видимо, надо будет делать еще какие-то шаги. А Турцию побуждает еще и то, что она уже который год ожидает решения Евросоюза о своем членстве. То есть Турция своим участием в решении миграционного вопроса хочет продвинуться к положительному решению о своем вхождении в ЕС", – отметил политолог.
В целом же, по его словам, долгосрочную стратегию Евросоюзу выработать пока не удается.
"В любом случае, и Брюссель, и власти отдельных стран-членов ЕС – в определенной растерянности и стремятся каким-то образом более или менее регулировать первоочередные острые миграционные вопросы. А вот выстроить в этом такую долгосрочную перспективу им не удается", – заключил Владимир Оленченко.