Автор Михаил Шейнкман
"Я вас остаться попрошу!" Таким будет приказ.
Обама понял: "не решусь – побьют не в бровь, а в глаз".
Пусть обещал покинуть он страну Афганистан.
Но не судьба. Не слов закон сегодня правит там.
Не выйти Штатам и не устоять. Террор здесь, как тиски.
Не знают, как в песках себя спасать. Для них это – зыбучие пески.
Президенту США редко удается держать слово. Но сейчас у него должно получиться. Сказал после налета американского бомбардировщика на миссию "Врачей без границ" в Кундузе, что не будет торопиться с выводом. И не будет. Выводить своих бойцов из Афганистана. Как минимум, сохранит численность. Их сейчас что-то около 10 тысяч. Как максимум – возможны варианты. Вряд ли речь пойдет об увеличении на порядок. Уже проходили –порядка нет. Но и планы оставить здесь к концу 2016 лишь тысячу-полторы для охраны посольства в Кабуле откладывают до лучших времен. И, видимо, в долгий ящик.
The New York Times со ссылкой на правительственный источник уверяет, что "Барак Обама все больше склоняется к тому, чтобы оставить в Афганистане военное присутствие, достаточное для борьбы с боевиками "Аль-Каиды" и "Исламского государства"". Вообще, о сохранении контингента Штаты говорят ровно столько, сколько его выводят. Но именно авиаудар их ВВС по Кундузу странным образом стал последним убийственным аргументом. Более двадцати погибших, десятки раненых. Иными словами, есть основание. Только оно и осталось от госпиталя.
Обама еще до того, как извинился, дал понять, что именно поэтому американцам теперь, скорее всего, придется задержаться. Наверное, все-таки не потому, что в Афганистане еще много целых больниц. Хотя иной логики в такой последовательности вроде бы и не просматривается. Можно было бы допустить в такой реакции президента на трагедию философию врача, который повышает ценность противоядия, предварительно отравив пациента. Но на тех же талибов американские средства не действуют, независимо от их разновидности и дозы. Местный терроризм прогрессирует и уже откровенно мутирует в ИГИЛ.
Наверное, Кундуз – это не совсем то последнее, чем США хотели бы здесь запомниться. Но ведь никто не гарантирует, что оставшись, они изменят привычке превращать больное место в мертвую зону. Впрочем, если "не согрешишь – не покаешься", то Вашингтон на правильном пути. Правда, все еще на первом его этапе. Складывается ощущение, что Обама Афганистаном словно в покер играет. На руках всего лишь "фулл хаос". Но втянулся так, что выйти не в состоянии. Поэтому вновь готов повышать ставки. Не надо уточнять, что они больше, чем жизнь. Она здесь уже давно ничего не стоит.
В любом случае, Обама, вероятно, до конца президентского срока не выполнит и второе свое домашнее задание. И базу в Гуантанамо, и контингент в Афганистане он оставит своему сменщику. Любопытно, что никто из тех, кто претендует на эту роль, на всякий случай уже никаких обещаний на этот счет не дает.