Норвегии придется задействовать средства нефтяного фонда для решения проблемы беженцев. Об этом заявила премьер-министр Эрна Сульберг.
Резкий рост потока мигрантов в августе-сентябре заставил руководство страны серьезно пересмотреть свои расчеты. Выступая в парламенте, глава правительства отметила, что в ближайшие пять лет на помощь беженцам потребуется 40-50 млрд крон, что составляет порядка 6 млрд долларов. Решить проблему за счет перераспределения средств, заложенных в бюджет на 2016 год, не удастся, констатировала Эрна Сульберг.
Норвежский нефтяной фонд – крупнейший в мире фонд национального благосостояния. Он был основан в 1990 году, чтобы обезопасить зависящую от цен на энергоносители норвежскую экономику от резких потрясений.
Похоже, что в создавшейся ситуации у норвежских властей действительно нет других сил и средств, считает первый замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета "Высшая школа экономики" Игорь Ковалев.
"В данном случае, когда в Норвегии резко увеличился поток беженцев, использование средств этого фонда вполне оправданно, поскольку других вариантов у правительства, по большому счету, нет. Приходится брать взаймы у собственного будущего. Конечно, все это – серьезное испытание для страны, экономика которой во многом зависит от цен на нефть. Тем более в такой период, когда эти цены ушли вниз", – сказал Игорь Ковалев в эфире радио Sputnik.
Согласно оценкам норвежского управления по делам иммиграции, только в этом году в стране будет подано 23 тысячи прошений о предоставлении убежища и 33 тысячи – в 2016-м. А на новых поселенцев потребуются немалые средства, констатирует эксперт.
"Тут еще надо помнить, что как и во многих других скандинавских странах, норвежская экономическая модель, прежде всего, социально ориентирована. Есть большие обязательства по социальным вопросам государства перед своими гражданами. Видимо, поэтому Норвегия является достаточно привлекательной для мигрантов. Они как раз и стремятся попасть в такие страны, где социальные гарантии высоки", – отметил Игорь Ковалев.
В то же время, полагает он, практической пользы для страны от десятков тысяч новых потенциальных работников не предвидится.
"Когда Германия приглашала к себе на работу турок или граждан бывшей Югославии, она хотела за их счет заполнить ту малооплачиваемую нишу, которую не хотели занимать немецкие граждане. Но в условиях кризиса спрос на рабочую силу серьезно сократился, страны ЕС уже не испытывают особой нужды в дешевых иностранных рабочих руках. К тому же стоит учитывать, что приток мигрантов со своей культурой, религиозными взглядами, традициями создает большие проблемы для коренного населения. Его протесты в Европе ширятся. Как это она будет совместно решать – непонятно. Видимо, каждая страна по отдельности будет вынуждена принимать решения, вырабатывать свою личную "программу борьбы"", – сказал Игорь Ковалев.