Автор Михаил Шейнкман
Александр Лукашенко к пятой звезде героя президентской кампании впервые добавил и европейский знак отличия. Это нельзя назвать официальным признанием результатов выборов. Но еще никогда Запад не был к ним так благосклонен. Демократического прогресса, как всегда, не увидел. Однако главной особенностью все же назвал не его отсутствие, а мирную обстановку. ЕС ее вполне хватило, чтобы на четыре месяца приостановить санкции против властей Белоруссии.
Чтобы не отступать от запланированного снисхождения, европейские ВИПы анонсировали его еще до голосования. Брюссель даже не стал внимательно вчитываться в доклад миссии БДИПЧ ОБСЕ. Честно признал, что всего лишь принял его к сведению. Иными словами, Лукашенко, наконец, простили слишком много. И, надо полагать, не только процентов. Хотя 83 с половиной он, при своей особой любви к большим цифрам, еще ни разу не набирал.
Это, конечно, значительное политические событие. Но, по большому счету, неизбежность. Во-первых, у Евросоюза нет формальных оснований упорствовать в запретах. Политзаключенных Лукашенко выпустил. Президентские выборы провел аккуратно. Не по их правилам. Но, скажем, лидеров Казахстана или Узбекистана за это не отлучают от контактов. Во-вторых, иногда лучшее доказательство эффективности санкций – их отмена. Тем более, если приостановка. Она еще сильнее дисциплинирует. Разница в том, что "дамоклов меч" прежде лежал между ними, препятствуя близости, а теперь будет висеть над Белоруссией. И в ножнах.
В-третьих, ЕС нашел подходящий повод показать независимость своей внешней политики без риска навлечь на себя за это гнев Вашингтона. Тот ведь тоже теперь иначе смотрит на Лукашенко, но еще не до такой степени. Ну, и в-четвертых, не исключено, что так Брюссель и России посылает сигналы гибкости и здравомыслия. А заодно отрабатывает на Минске варианты смягчения отношений с Москвой.
Что касается собственно Лукашенко, то, по сути, Евросоюз заменил ему "домашний арест" на "испытательный срок". То есть, перешел от политики санкций к психологии. Белорусскому президенту как минимум до февраля самому надо будет за собой следить и самому себя контролировать. И при этом ЕС не сменил кнут, а лишь привязал к нему пряник. Вместе с тем, Лукашенко и после этой поблажки может смело заявлять, что он на Запад не пойдет. Он туда поедет. Не исключено, отмечать свою очередную победу. Запретов на перемещение ведь больше нет.