Автор Владимир Соловьев
Михаил Саакашвили может все-таки отправиться на скамью подсудимых. Причем судить беглого президента Грузии могут не на родине, где на нем "висит" несколько уголовных дел. Его могут отдать под суд в Гааге. И отвечать ему придется не за растрату и коррупцию, а за преступления намного более серьезные.
В Международном уголовном суде, наконец, задумались о расследовании событий августа 2008 года в Южной Осетии. Тогда, если кто забыл, грузинская армия атаковала Цхинвал и расквартированных там российских миротворцев. Приказ об этой операции отдавал тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили, и теперь он может за это ответить. Или нет?
Прокурор международной организации Фату Бенсуда пока только инициировала расследование. Состоится оно или нет – это еще вопрос. Перед началом официальных действий надо получить одобрение от специальной палаты судей из трех представителей европейской Фемиды.
Но даже если все бюрократические препоны будут преодолены, то остается очень много вопросов к следствию. Главный из которых – к чему было ждать столько лет? Однако оптимизм у возможных участников разбирательства все же есть. Так, в МИД Южной Осетии положительно восприняли идею вспомнить военные преступления грузинских властей. Местные дипломаты выразили надежду на справедливое расследование и даже готовы поделиться своими материалами.
Бывший председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе, со своей стороны, считает, что та война – "самое большое преступление Саакашвили", совершенное как перед грузинами, так и перед осетинами. "Он должен, в первую очередь, ответить перед своим народом за события 2008-го, и не надо было ждать, пока этим займется Гаагский суд", – полагает Бурджанадзе.
В то же время понятно, что просто так беглый президент не сдастся. В случае начала разбирательства от него можно ждать повторения всех небылиц и нелепиц, при помощи которых он уже пытался оправдаться после бесславного завершения его авантюры в 2008. Не секрет и то, что у Саакашвили, как и у его американских друзей – неплохие связи в европейских структурах. Теоретически можно предположить, что покровители Саакашвили постараются или вовсе не допустить разбирательства, или направить его по ложному следу. Чтобы представить инициатора войны "белым и пушистым". А Южную Осетию и Россию – чуть ли не агрессорами. Так, глава комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий обратил внимание на то, что время для начала этого расследования выбрано очень странное. Все-таки семь лет прошло, и сейчас едва ли появятся новые подробности той войны. Однако могут появиться новые обвинения в адрес России. События на Украине отлично показали, что обвинять можно кого угодно и в чем угодно. А участие российских военных в сирийском конфликте – очередной повод вспомнить о других странах, которые якобы подверглись агрессии со стороны Москвы.
Так что, если с ответом на вопрос "а судьи кто?" все понятно, то вот с тем, "кого судить будем?" не все так однозначно. И хорошее начинание в цепких европейских руках может превратиться из суда над Саакашвили и его приспешниками в суд над Россией.