Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи запретил какие-либо дальнейшие переговоры между Ираном и США. По его мнению, они не приносят никакой пользы, сообщает The Wall Street Journal.
"Переговоры с США открывают ворота для их влияния в области экономики, культуры, политики и безопасности. Даже во время переговоров по ядерной программе они пытались навредить нашим национальным интересам", – считает аятолла Хаменеи.
Ранее Верховный лидер Ирана уже заявлял, что после достижения соглашения по иранской ядерной программе дальнейших переговоров с США не будет, но до этого момента он не объявлял прямого запрета.
Президент Ирана Хасан Роухани, со своей стороны, говорил ранее о готовности иранского правительства к переговорам с США для урегулирования конфликта в Сирии.
Как отмечает эксперт по странам Ближнего Востока Никита Смагин, заявления духовного лидера Ирана и президента страны рассчитаны на разные аудитории.
"На протяжении переговоров у Ирана всегда были как бы два полюса: заявления президента больше относились к международной аудитории, а заявления духовного лидера – больше к аудитории внутренней. Поэтому его риторика остается крайне консервативной, она "не пропускает" западные ценности, какое-то влияние Соединенных Штатов внутрь страны. Заявления консервативного толка звучали и раньше, периодически аятолла заявлял нечто подобное". – сказал Никита Смагин в эфире радио Sputnik.
По его мнению, запрет аятоллы Хаменеи на переговоры с США вряд ли негативно скажется на реализации договора по иранскому атому.
"Однозначно нельзя сказать, что нынешнее заявление повлияет на развитие ядерной сделки, потому что все-таки уже заключено соглашение, и очевидно, что Иран заинтересован в снятии санкций. В этом заинтересован и духовный лидер, и президент, и общество", – отметил Никита Смагин.
По его словам, развитие двусторонних отношений с США Ирану не нужно. Духовное руководство не приветствует обширные контакты с Вашингтоном, понимая, что в этом случае под угрозой могут оказаться традиционные ценности.
"По большому счету, Иран от США добивается именно снятия санкций, а дальнейшее развитие отношений как бы не предусматривается. То есть какое-то взаимодействие в регионе возможно, но очень ограниченное. В принципе, это такой сигнал: мы с США не большие друзья", – заметил эксперт.
По его мнению, такая позиция может отразиться на прениях в конгрессе США по иранскому атому, но, в конечном счете, соглашение "протолкнут".
"Конечно, это может повлиять, поскольку это дополнительный козырь для противников ядерной сделки, которые могут указать: мол, Иран себя не так ведет. Но думаю, что геополитические интересы сейчас настолько превалируют, что все-таки больше шансов, что решение по ядерной программе будет продолжено, его "протолкнут" так или иначе в США", – сказал Никита Смагин.