Автор Ася Гром
Киево-Печерская лавра – это один из первых по времени основания монастырей на Руси. Он был зарожден в 1051 году при Ярославе Мудром. Основатель – монах Антоний, происходивший родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония – Феодосий, который был родом из Курска. С этим монастырем связано имя автора "Повести временных лет" летописца Нестора.
И сегодня Киево-Печерская лавра остается одной из главных достопримечательностей Киева. На правом высоком берегу Днепра Лавра занимает два холма. Князь Святослав Ярославич подарил монастырю широкое плато над пещерами. Антоний и его ученики устроили для себя церковь и кельи. Со временем Антоний удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Именно эта пещера послужила началом "ближних" пещер, названных так в противоположность прежним "дальним". Позже была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы и новые кельи. Но число тех, кто приходил в обитель, постоянно росло. Именно поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора, а возникший монастырь получил название Печерского. Монастырю было суждено сыграть ведущую роль в истории, заключает диакон, доцент кафедры истории славянских и балканских стран Санкт-Петербургского университета Владимир Василик:
"Киево-Печерская лавра – это, по сути, колыбель древнерусского монашества. Отсюда во все монастыри пришел Студийский устав, отсюда прошел и образ отшельнической жизни, благодаря преподобному Антонию Печерскому, и общежитие для жизни, благодаря преподобному Феодосию Печерскому. Преподобный Феодосий Печерский действительно являет образ жизни не только подвижника в общежитии, но и великого русского игумена, отца для братии и самоотверженного учителя и монашествующих, и мирян".
Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования. Со временем монастырь стал наиважнейшим культурным центром, продолжает Владимир Василик:
"Из Киево-Печерского монастыря исходят и начатки русской литературы, и русского летописания. Там почивают мощи Преподобного Нестора-летописца. К Киево-Печерскому монастырю восходят истоки русской иконописи. В нем подвизался и в нем почивал Преподобный Алипий-летописец, и там же почивают его святые мощи. Можно не без некоторого преувеличения сказать, что для Древней Руси Киево-Печерский монастырь – это наше все".
Все это не могло не сыграть роль и в наши дни. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что наложило определенные обязательства, подчеркивает директор благотворительного фонда "Киево-Печерская лавра" Евгений Шаблий:
"Одна из задач Киево-Печерского заповедника – это сохранение элемента наследия ЮНЕСКО. Есть определенная система взаимодействия, система отчетности, система выполнения задач, которая координируется непосредственно с ЮНЕСКО. Такие духовные исторические центры способны стать тем консолидирующим звеном, вокруг которых может объединиться не только социум, но и разные народы. Из таких центров должно быть вещание правильных, позитивных, объединяющих и умиротворяющих вещей".
При всей своей популярности и среди туристов, и среди паломников, Киево-Печерская лавра до конца еще не раскрыла свои секреты. История лаврских пещер насчитывает около тысячи лет. "Ближние" пещеры скрывают мощи Преподобного Антония и называются Антониевыми, а "дальние", где с 1074 по 1091 года покоились мощи Преподобного Феодосия – Феодосиевыми. Установлено, что оба лабиринта пещер залегают на глубине от пяти до 20 метров. Протяженность "ближних" пещер – около 383 метров, а "дальних" – чуть меньше, почти 300 метров. Но не стоит забывать и о других подобных лабиринтах, замечает Евгений Шаблий:
"Есть "ближние" и "дальние" пещеры. Но есть еще такие пещеры, как Варяжские, которые требуют вложений, научной оценки, требуют определенных действий по их сохранению. Есть масса подземных сооружений на Верхней лавре, те которые можно интересно задействовать. Туристически они сейчас совершенно не задействованы. Мы сейчас над этими вопросами работаем. И, возможно, в ближайшее время будет реализован интересный проект".
В современном православном мире Киево-Печерскую лавру называют третьей после Иерусалима и Святой горы Афон в Греции. Однако специалистам еще предстоит немало работы, чтобы узнать все тайны, которые скрыты в пещерах, церквях и колокольнях. Для посетителей же это место всегда будет окутано тайной и навсегда останется точкой необъяснимого притяжения.