Автор Наталья Быстрова
Переименовать Киевский национальный музей русского искусства в "Галерею Терещенко" – с таким предложением выступила депутат Киевского городского совета Елена Ескина. Она же подготовила и проект решения о переименовании, в котором основной упор сделала на "восстановлении исторической справедливости".
Действительно, произведения русских художников, хранящиеся в Киевском музее русского искусства, собирали представители славного украинского семейства Терещенко. Это были известные на всю Российскую империю сахарозаводчики, но главное – филантропы и меценаты, сродни московским купцам Третьяковым. Ну что ж, в Москве есть Третьяковская галерея – пусть в Киеве будет Галерея Терещенко. Правда, в самом музее считают, что решение о переименовании – "сырое и неподготовленное", что "сейчас не время это делать", и приводят аргументы. Но кому они нужны, когда в горсовете "наболело": в самом деле, ну что это за словосочетание такое для национального музея – "киевский" и вдруг "русского"!..
Конечно, госпожа Ескина говорит, что ее предложение "не имеет никакой политической окраски". Однако странным образом эта свежая инициатива вписывается в ряд других – "наисвежайших", которые, кажется, уже самопроизвольно размножаются почкованием. Переименовать сотни улиц, городов, сел – а в будущем, возможно, лесов и рек, как знать. Наконец, переименовать само государство Украина! Смотришь на это "планов громадье" и вспоминается Михаил Жванецкий: "Может быть, в консерватории что-то поменять?" Не беспокойтесь, уже поменяли. Десятилетия в Киевской консерватории, ныне Национальной музыкальной академии Украины, существовала кафедра истории русской музыки. Теперь ее нет. Зато есть кафедра "истории музыки этносов Украины". Мог ли думать Петр Ильич Чайковский, чье имя по сей день гордо носит нацмузакадемия в Киеве, что его будут величать не гением русской музыки, а гением музыки этноса Украины! И зачем уточнять, какого именно этноса? В самом деле, да мало ли на Украине этносов, "и не сосчитать"!..
Если же включить логику, в том числе и "украинскую историческую" – ту, по которой под переименование попадает "тяжелое русско-советское прошлое" Украины – то надо бы обратить внимание на Киевский театр оперы и балета, ныне Национальную оперу Украины имени Тараса Шевченко. Почему имени Шевченко? Тарас Григорьевич сроду не играл ни на каком инструменте, даже на кобзе, которую воспел. К тому же у него есть и больший грех – он предпочитал в речи русский язык и даже думал по-русски, что доказывают написанные на чистом русском языке личные дневники кобзаря.
А между тем был один выдающийся человек, который внес заметную лепту в развитие Киевского оперного театра. Это Бисмарк. Железный канцлер Отто фон Бисмарк служил одно время валторнистом в оркестре Киевского оперного театра и честно продувал за умеренную плату три с половиной метра металла, из которого скручена валторна. "Национальная опера имени Бисмарка" – это было бы логично, это – по-европейски, это – звучит! Ну и что, что Бисмарк, как и Шевченко, знал русский язык? Его извиняет то, что давался ему русский с трудом: Отто даже жаловался, что "легче разбить десять французских армий, чем понять разницу между глаголами совершенного и несовершенного вида". Но зато он думал не по-русски, а в сегодняшней Украине это особенно ценно. Да и самой Украине Бисмарк, как известно, отвел почетную роль "подрывательницы" России, вокруг чего, собственно, и хороводится теперь украинская политическая элита…