Автор Ася Гром
Беженцы, судя по всему, станут той самой точкой, которую Европа поставит в истории мультикультурализма. Каждая европейская страна все чаще откровенно признается в том, что не готова отмести свои собственные ценности для сохранения навязанных общеевропейских.
Политика под лозунгом "Все флаги в гости будут к нам" для Старого Света оказалась непосильным испытанием. Запустить механизм вовлечения в свои границы новых государств Европа еще смогла, как смогла и сделать вид, что прибывающие с Ближнего Востока или Африки семьи вроде бы готовы жить по европейским порядкам. Однако еще в начале века аналитики призывали не прятаться за лозунгами, а посмотреть, как живут и чем дышат вновь прибывшие.
Оказалось, что фактически нет ни одного европейского города, где не появились и не развиваются закрытые от посторонних глаз общины. Эти закрытые коммуны живут по своим законам и даже не собираются переходить на общеевропейский порядок. Об опасности подобных изолированных сообществ заговорили, почуяв запах горелых покрышек. Но, поговорив, дальше решили не идти. Теперь уже не сотни, а сотни тысяч потенциальных жителей подобных закрытых сообществ стоят на пороге Европы. И остается только в "пожарном порядке" защищать собственные интересы, забыв о единении, замечает эксперт Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков:
"Европейская декларация о мультикультурности практически уже не действует. Когда дошло до дела, до реальных вещей, то все красивые слова о многообразии культурности забываются. Получается так, что сейчас правительство каждой из стран ЕС выполняет самую главную задачу – это защита своих национальных интересов, о чем сейчас вспомнили, и защита своего населения. Ведь население оказывает очень сильное давление на политиков своих стран".
Европейские государства все больше напоминают трех поросят из сказки. Ведь перед грядущей опасностью первое, что приходит на ум – закрываться в собственном доме и никого не пускать. Даже если собственный домик не всегда из камня и глины. В итоге Европа без границ теряет свое чуть ли не основное преимущество, заключает ведущий эксперт Фонда исторической перспективы Павел Святенков:
"То, что происходит – это удар по свободному перемещению в рамках Шенгена. Совершенно очевидно, что страны не были готовы к миграционному кризису, а еще меньше они были готовы к тому, что некоторые государства ЕС станут проводить политику активного пропуска беженцев через свою территорию на территорию Германии. Ведь совершенно понятно, что беженцы стремятся в ту страну, которая богата, где хорошие социальные условия, где можно получить хорошее пособие. Естественно, в данной ситуации мы видим, что основной удар приходится по немцам, и немецкому правительству приходится принимать меры".
Но эти меры, принятые Германией, далеко не всегда готовы "переварить" другие европейские страны. Многие из них сами претендуют на экономическую помощь и не готовы делить ее с потенциальными беженцами, продолжает Павел Святенков:
"Другим странам Европы это совершенно не нужно. Например, Прибалтика, совершенно очевидно, вряд ли будет счастлива. Это небольшие государства, куда поедут беженцы, которые не имеют к ним отношения ни с национальной, ни с культурной точки зрения. Поэтому естественно, что это предложение ЕК вызывает протест".
Что последует за этими протестами – нетрудно предугадать. Полвека Европа готова была обсуждать что угодно, только не реальные проблемы, с которыми сталкиваются ежедневно реальные люди. Результат этого будет печален, предсказывает Сергей Ермаков:
"Европа пыталась решать какие-то, скажем так, достаточно искусственные проблемы и просмотрела те проблемы, которые были насущные и актуальные. Не решим корень этих проблем, борясь только со следствием, Европа будет и дальше погружаться, если хотите, в такое позднее Средневековье".
Пока же можно констатировать, что выстраивание отношений на основе мультикультурализма, потерпело крах. Европа не готова искать точки соприкосновения не только с другими культурами, но и с теми, с кем существуют хоть какие-то связи на уровне общих европейских ценностей. Все сводится к тому, что пока Европа развернулась и бежит от своих заявленных целей в обратном направлении. Минув несостоявшийся мультикультурализм, она движется к состоянию государственной обособленности. Следующая остановка на этом пути – феодальная раздробленность.