Автор Ася Гром
Европа и беженцы – это сегодня самое настоящее тонкое одеяло, которое рвется везде. Прежде всего, наплыв представителей иной культуры не может не пугать поборников европейских демократических ценностей. Одновременно, сотни тысяч беженцев – это серьезный удар по финансовой стабильности, поскольку помогать надо здесь и сейчас. Помимо этого, не стоит думать, что уладив материальные проблемы беженцев сегодня, завтра о них можно забыть. Ну и в довершение всего – европейцам очень не хочется признаться в том, что их единение прекрасно срабатывает, когда речь идет о чем-то приятном. Но беженцы к этой категории никак не относятся, поэтому говорить о них в единой для всех тональности с каждым днем все труднее.
Все перечисленные выше задачи европейцы могут и должны решить, что называется, не выходя из своего европейского дома. Конечно, трения с соседями по этому дому неизбежны, но они все равно какие-то домашние. А вот проблема, которая выходит за рамки этих территорий, куда важнее, а главное, требует своего решения уже вчера. Речь идет о том, чтобы принять меры, которые просто сведут поток беженцев на "нет". Иными словами, сделать так, чтобы люди больше не хотели бросать свои обжитые дома и отправляться в рискованное для собственной жизни, а также для жизни своих близких, путешествие. Эта задача куда важнее всех остальных: без ее решения Европе ничего не останется, как постоянно "ставить заплатки", которые все равно не смогут исправить ситуацию. Пора четко отделять причину от следствия, заключает председатель Общественного совета при Федеральной миграционной службе Владимир Волох:
"Что касается европейских государств, то они опоздали с принятием этих мер. Чрезмерно жесткие меры имеют две стороны одной медали. С одной стороны – принимаются меры, с другой стороны – появляется противодействие. Наверное, надо не только принимать жесткие меры, но, прежде всего, принимать меры, связанные с информационным обеспечением. Почему это произошло? Незаконная миграция – это, прежде всего, следствие, а не причина. Основная причина заключается в том, что были военные действия, которые заставили тысячи людей сняться со своих мест и отправиться в другие государства. А к ним присоединился ряд незаконных мигрантов, которые искали лучшей жизни".
Весь этот человеческий поток нуждался в помощи и был готов платить за эту помощь. В результате медлительная Европа проспала тот момент, когда перемещение беженцев было поставлено на хорошо смазанные финансово рельсы. Это тоже задача, без решения которой Европе грозит коллапс, продолжает эксперт Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков:
"Вопрос в том, что европейцы сейчас пытаются на самом деле бороться не с самой проблемой, а с последствиями. Проблема заключается в том, чтобы беженцы оставались дома, чтобы не было беженцев. Само перемещение потока беженцев сейчас выглядит очень организованным процессом. Такие массы населения переместить через море – это невозможно. Понятно, что есть какая-то спланированная схема действий. Вот в чем проблема европейцев. Но эту проблему они не решают, потому что поток беженцев может увеличиваться и увеличиваться. Те действия, которые сейчас кажутся им разумными, может, и смогут решить текущую проблему. Но завтра эти меры окажутся просто бесполезными. Вот в чем сейчас ключевая проблема".
Не стоит забывать, что военные действия по-прежнему ведутся, а значит, и поставить точку в войне – это тоже одна из задач европейцев, напоминает кандидат политических наук Марина Апанович:
"Необходима политическая воля тех государств, которые сейчас участвуют в конфликте напрямую или косвенно, с тем, чтобы бороться с конфликтом на территории Сирии в целом, так, чтобы конфликтов на этой территории становилось меньше. Тогда будет меньше спрос на переброску нелегальных мигрантов в Европу или в другие страны".
Но европейская машина сбоит и вместо принятия неотложных мер бросает все силы на борьбу с последствиями. Шумиха вокруг квот каждой страны по принятию беженцев была активна и дала политикам шанс заработать очки в глазах избирателей. При этом уже сейчас понятно, что если поток беженцев не удастся сократить, то совсем скоро надо будет говорить о новых квотах. И так без конца. Есть еще одна тема, которой не готовы заниматься еврочиновники, подчеркивает Сергей Ермаков:
"Сейчас оказалось так, что единой политики нет. Более того, сейчас идет в западных государствах спор о том, кого считать беженцами, то есть искусственно разделить людей на мигрантов и на беженцев. Беженцам представляется больше преференций. Я напомню, что граждане Сирии автоматически являются беженцами. Но остальных считают мигрантами, и здесь работают более строгие правила и по пособиям, и по их приему. Но меры эти все искусственные. Если это достаточно маленький поток, то с этим можно бороться и придумывать квоты. Но когда такие массы населения, никогда никакие квоты работать не будут".
Возможно, европейцы и понимают, в чем истинный корень зла. Понимают, но боятся об этом говорить вслух. Ведь, чтобы прекратить войну, им придется обращаться к своим партнерам через океан. Но у тех совсем иные планы, а значит, европейским просителям ничего не светит. Поэтому уж лучше шум, чем это "несветящее ничего".