Автор Дмитрий Геер
Европейские монархи могут спать спокойно. Несмотря на потерю политического веса, постоянные скандалы и прочие проблемы, подданные все еще верят в них и не дают им потерять популярность. Уровень популярности пяти правящих на европейском континенте семей достигает 60%. Выбиваются из ряда Швеция и Испания, где уровень популярности монархов опустился ниже 50%.
Приверженцы монархии утверждают, что именно королевские семьи помогают сохранять единство страны. Помимо этого они неплохо справляются с привлечением туристического потока, а значит, помогают пополнять казну. Минусом является весьма накладное содержание большинства европейских монархов. Это не может не расстраивать налогоплательщиков. Например, в 2013-2014 финансовом году Британская монархия стоила 55 млн долларов. Это только добавило баллов критикам Букингемского дворца, которые считают, что монархия устарела и просто давно ничего не делает для блага страны. Однако если в Великобритании эти настроения пока еще не могут найти широкой поддержки, в Испании картина обстоит несколько иначе. Там все чаще говорят о том, что этот непопулярный институт работает лишь в пользу нескольких семей, связанных друг с другом по крови. Подобное критическое отношение – во многом результат работы журналистов, которые с готовностью вываливают на публику любую историю, если она хоть как-то связана с монархами или их приближенными. Первым подобным скандалом, которым охотно занимались все журналисты, стала история принцессы Дианы. За прошедшие с ее гибели годы стало очевидно: личной жизни у монархов нет и быть не может, подчеркивает доктор исторических наук, заместитель директора Института всеобщей истории РАН Михаил Липкин:
"В Испании гораздо больше сторонников отказа от монархии, перехода к чисто республиканской форме правления. И там скандалы носят коррупционный характер. И обсуждается вопрос о достойном или недостойном поведении монархов. Мы живем в современном мире, и современные информационные технологии делают все тайное явным. Но, тем не менее, публичность всего того, что происходит в рамках придворной жизни, повышается. Тем, кто стоит во главе монархических домов, приходится быть на голову выше всех остальных и действительно блюсти все те вещи, которые, может быть, прощались в веке 18-19-м или оставались доступными только узкому кругу людей и не выносились бы на публику. Поэтому мы видим огромное внимание СМИ к любым шагам, любым действиям любых членов "высоких" семей".
Еще одна проблема, с которой вынуждены были столкнуться монархии, это последствия мультикультурализма. Общество стало многонациональным, а у мигрантов свои понятия о значении и роли монархии, констатирует профессор, президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Светлана Тер-Минасова:
"Британское общество – многонационально, как и все страны. Сейчас уже практически и не осталось мононациональных стран. Если есть многие национальности, не говоря уже о классовых различиях, то, соответственно, будет очень разное мнение у мигрантов – выходцев из Пакистана, Кении, других бывших колоний – и собственно британцев, англосаксов, которые уже численно, наверное, в меньшинстве".
Вместе с тем, отменить монархию и поставить крест на этом институте современный мир, и Европа в частности, не готовы. Одно дело критиковать короля или королеву, обсуждать пикантные подробности из жизни наследников престола и совсем другое – забыть о традиции, которая связывает не одно поколение. И мало кто откажется от удовольствия наблюдать королевские свадьбы и любые другие торжества, даже пусть они и стоят больших денег.