Автор Илья Харламов
Большим сюрпризом для мировой общественности стал резкий разворот Вашингтона в сторону переговоров с Россией на тему сирийского урегулирования. Заявления высоких американских чиновников сыплются как из рога изобилия, а некоторые из них звучат, словно гром среди ясного неба. Вот, например, госсекретарь Джон Керри заявил о готовности немедленно приступить к обсуждению сирийской ситуации с Россией, а позиции Вашингтона и Москвы, оказывается, сходятся по ряду ключевых моментов. Он также призвал привлечь Иран к переговорам, что при всей ее очевидности выглядит очень здравой идеей, хоть и несколько запоздалой. Официальный представитель Пентагона Питер Кук считает, что США готовы продолжать диалог с Россией по сирийскому конфликту при условии, если действия Москвы будут направлены на борьбу с религиозными радикалами и дипломатическое решение проблемы. Официальный представитель Белого дома Джош Эрнест особо подчеркнул, что США не знают конечных целей России в Сирии, но заинтересованы готовностью Москвы бороться с исламистами. Наконец, ситуацию на переднем крае борьбы с ними на днях обсудили министры обороны России и США Сергей Шойгу и Эштон Картер.
О переменах в позиции Вашингтона свидетельствует и грядущая отставка генерала Джона Аллена, назначенного около года назад координатором политики США в отношении запрещенного в России "Исламского государства". По сути, он стал отцом-основателем нынешней коалиции США, в которую вошли монархии Персидского залива и еще несколько десятков государств, большинство которых воюет только на бумаге. Информированные источники утверждают, что Аллен, кандидатуру которого утверждал лично Барак Обама, уходит из-за принципиальных разногласий с Белым домом. Что уже выглядит полноценным политическим скандалом.
Впрочем, персона Башара Асада, на котором США поставили "черную метку" за его нежелание отдать свою страну под контроль американским корпорациям, остается главным противоречием Москвы и Вашингтона. И это стороны признают при любом удобном случае. Однако прямых и грубых призывов к его отставке из Вашингтона уже практически не звучит. Полагать, что такой резкий разворот Соединенных Штатов в сторону конструктивного взаимодействия с Россией вызван исключительно соображениями здравого смысла и верой в торжество добра, было бы наивно. Не так устроена американская внешняя политика. Похоже, что США пытаются перехватить у России инициативу по формированию эффективной, а не номинальной, как сейчас, международной антитеррористической коалиции. Плюс американские стратеги явно испугались того, что от слов в поддержку Асада Россия перешла к активным действиям, которые резко повышают ее авторитет в регионе и при этом укладываются в непротиворечащие международным нормам отношения двух стран. В том числе и контрактные. Россия четко и однозначно заявляет свои цели в Сирии — реальное противодействие радикальному халифату, который стал очень серьезной угрозой, в том числе опосредованно и для нее самой. И борьба эта должна опираться на легитимную власть и сирийскую армию.
С этим пока американцы соглашаться не хотят. И вокруг этого еще будут ломаться копья. Однако с тем, что при помощи российских усилий удалось избежать падения режима Асада и неизбежного распада Сирии, а Россия выступила как государство со своей стратегией и волей ее реализовывать, Белый дом и Госдеп вынуждены считаться. И США будут встраиваться на максимально выгодных условиях в текущие процессы, а скорее всего, попытаются "оседлать" их. В этом смысле верить в добрые и искренние намерения Вашингтона надо с большой осторожностью. Впрочем, российская дипломатия — далеко не самый наивный политический институт государства.