Автор Ася Гром
Литва ищет красивый предлог, чтобы избавиться от исторической памяти и заодно переписать историю под новым углом. Летом власти Вильнюса решили отправить на реставрацию сразу четыре памятника советской эпохи.
Русскоязычное население сразу почувствовало подвох. Первое, что пришло на ум, а вернутся ли после реставрации монументы на прежнее место. Многие западные журналисты даже не стали подбирать выражения. СМИ так и написали: для демонтажа памятников выбрали удобное слово "реставрация". Таким образом, из города решили убрать четыре скульптурные композиции, которые олицетворяют советских рабочих, колхозников, студентов и солдат на Зеленом мосту. Кстати, раньше этот мост носил имя освобождавшего Вильнюс от фашистов генерала Ивана Черняховского. Однако власти решили быстро и даже придумали причину, по которой памятникам в городе не место. Они, дескать, являются примером советской пропаганды и слишком сильно напоминают о так называемой "советской оккупации". И подобный подход вряд ли можно назвать литовским ноу-хау, продолжает специалист по истории стран Центральной Европы и проблемам Евросоюза Вадим Трухачев:
"Такие же истории происходили и в Латвии, и в Эстонии. Очевидно — это комплексы. Комплексов у прибалтов значительно больше, чем у чехов. Не стоит забывать также и кого героизируют в Прибалтике. В Прибалтике героизируют откровенных нацистов, провозглашают их героями. Естественно, что памятники советским войнам с героизацией нацизма несовместимы".
Таким образом, культура в современной Литве постепенно становится элементом самой настоящей политики, историческое прошлое — умелым инструментом в руках современных политиков. И уже не так важно, что авторы неугодных политикам скульптур — их соотечественники, литовцы. В Литве вообще-то давно существует традиция некоей культурной корректировки. Так, большинство памятников периода СССР после распада Советского Союза были уничтожены или перенесены. Более того, советским периодом истории дело не ограничивается, настаивает правозащитник из Эстонии Дмитрий Линтер:
"Ведется война не только с памятниками эпохи социализма, ведется война вообще с русской историей. Эта определенная идеологическая работа подспудно или напрямую связана с очень простыми вещами. Если говорить очень глубоко, то это граница определенной цивилизации, которая проходит по реке Нарва. Эта та самая восточная граница ЕС. Всегда были конфликты, всегда Россия воевала за эту территорию: и Петр Алексеевич, и Грозный бился для того, чтобы получить выход к морю, для того, чтобы торговать. Это, в принципе — цивилизационный разлом. Но если говорить гораздо проще, то суть очень проста: задача заключается в том, чтобы стереть все смыслы, потому что эстонская национальность — ей же, как и государственности, еще ста лет нет, как она оформилась. Эсты, латыши — это нации новообразованные".
А значит, речь идет не просто о временной вспышке, направленной на разрушение памятников. Вопрос уходит гораздо глубже, уверен Дмитрий Линтер:
"Суть очень проста: на протестантское мировоззрение наложено жесткое правило: нужно искоренять все русское. Поэтому и уничтожение памятников, уничтожение смыслов, символов, мифов, которые они за собой несут, уничтожение того сакрального пространства, которое они собой создают. И это делается только для того, чтобы не было возможности влиять на подрастающее поколение".
С такой точкой зрения согласен и Вадим Трухачев:
"Я еще бы отметил такую вещь: в Прибалтике эпохой тьмы называют не только советские времена, но и времена царские. Поэтому они готовы отправить в утиль все памятники, так или иначе связанные с Россией. Другое дело, что советское там более обостренное, царское — то, что связано с царской Россией — оно менее обостренное. Тем не менее, все, что связано с Россией и русскими, там готовы снести, перечеркнуть. Но из песни слов не выкинешь, тем более из истории слов не выкинешь".
Пожалуй, самым громким случаем за последние годы стал перенос памятника Воину-освободителю из центра Таллина на военное кладбище в 2007 году, что привело к ухудшению отношений между Россией и Эстонией. Москва высказала резкое осуждение, а Совет Федерации и Государственная дума призвали ввести против Эстонии экономические санкции. И хотя дело до этого не дошло, однако к 2014 году Эстония в результате ситуации вокруг "Бронзового солдата" ежегодно теряла 8 млрд евро.