Автор Ольга Нерест
Желающие посетить в Европе места исторической памяти, а может, даже и окунуться в атмосферу прошлых лет – это уж точно не арабские и африканские беженцы. Им вроде бы не до того. Но приходится. Мигрантов из Африки, которые уже несколько месяцев живут на территории бывшего концлагеря Бухенвальд, история места их пребывания не смущает. "Здесь очень хорошо. У многих нет даже этого", – поделился ощущениями с корреспондентами один из них. Власти Тюрингии (федеральная земля ФРГ) со своей стороны заявляют, что мера вынужденная, так как других ресурсов нет. "В бараках много свободного места", – заявил представитель властей. А глава германского МВД Томас де Мезьер честно предупреждал, что приезжих будут размещать там, где есть для этого место. Ну вот, место и нашлось. Израильские и немецкие правозащитники, правда, не уверены, что это самое лучшее место. Они считают, что размещение беженцев в Бухенвальде во-первых, характеризует отношение властей к исторической памяти. И, во-вторых, подчеркивает отношение властей федеральной земли Тюрингия к беженцам.
А в Норвегии между тем нашли собственное решение проблемы размещения беженцев. Хотели на север Европы? Милости просим! Мигрантов хотят отправить на арктические острова в Северном Ледовитом океане. Вопрос о создании там лагеря для беженцев отправили на рассмотрение губернатору Шпицбергена. Среди плюсов этой идеи авторы инициативы отмечают возможность попутно создать в центрах размещения рабочие места для местных горняков, которые все чаще теряют работу. Проблема видится лишь в том, что архипелаг Шпицберген, где пока белых медведей насчитывается больше, чем людей, не входит в Шенгенскую зону. Так что с доставкой туда мигрантов могут возникнуть сложности. О сложностях, которые ждут в Арктике уроженцев Африки и Ближнего Востока, никто особо не задумывается. Ну, выдадут им там куртку потеплее – что еще надо?
Есть, между тем, подозрение, что норвежцы выдвинули эту замечательную идею вовсе не по наивности. Скорее, наоборот. Ведь стоит им только начать строить лагерь на гостеприимном Шпицбергене, как мигранты сразу же забудут дорогу в Норвегию. А в случае, если паче чаяния их туда попытаются отправить по разнарядке Брюсселя, то единственным способом туда их доставить будет захватить врасплох. Допустим, вытащить из центра временного размещения ночью. Затем – в автозак, а из него – в спецвагон под надежной охраной, и до судна "Счастливый Шпицберген". А с острова в Северном Ледовитом уже не убежишь. Это вам не ваше Средиземное море.
Ну, то есть, судя по всему, "процесс пошел". Или, вернее, уже дошел. До точки. Свободные места в Старой Европе кончаются. Не все, понятно. В Бухенвальде свободного места еще много. На Шпицбергене – тоже. Но и только-то. Проблема в том, что мигранты об этом не знают. И даже если узнают – не поверят. А если и поверят – то все равно от заплыва в Европу вряд ли откажутся. Просто потому, что больше некуда. К соседям по региону? Спасибо – вы еще прямым текстом лагеря Сабра и Шатила предложите. Уж лучше Бухенвальд.
Только Бухенвальд-то тоже не резиновый. И хотят этого сами беженцы или нет, но есть такое ощущение, что придется им скоро учить языки Восточной Европы. А заодно, на перспективу, языки ассоциированных членов. Тем в Брюсселе быстро разъяснят, что ассоциация с ЕС – это не только права, но и обязанности. В том числе и такие, которые прямо в тексте соглашения не прописаны, но как бы подразумеваются. Хотите, дескать, быть европейцами – будьте! Если до сих пор не получалось, то после того, как начнете принимать африканцев – сразу себя по другому чувствовать начнете. Мигрантам все это тоже можно объяснить. Мол, лагерь под Мукачево – это, конечно, не Тюрингия. Но и не Шпицберген, согласитесь. В общем, соглашайтесь. Каждому свое.