Автор Дмитрий Геер
Аргентина вплотную подошла к порогу дефолта по своим внешним долговым обязательствам. Причина этого положения кроется отнюдь не в том, что страна не может платить. Фактически она оказалась жертвой американских амбиций.
Грядущий дефолт Аргентины уходит корнями к началу нынешнего века. В 2001 году страна вынуждена была объявить предыдущий свой дефолт по долгам государства. Суверенный дефолт составил примерно 130 млрд долларов. Эксперты называли этот дефолт классическим, поскольку у страны просто не было денег для обслуживания внешнего долга и погашения основной его суммы. Кстати, это был крупнейший в мировой финансовой истории суверенный дефолт. Переговоры с зарубежными держателями государственного долга были непростыми, но весьма успешными: большинство кредиторов пошли на списание значительной части долга, а это 75%, и изменение условий погашения оставшейся суммы. В 2005 и 2010 годах было проведено две реструктуризации. Однако такой сценарий не устроил некоторых инвесторов, которые на тот момент держали облигаций аргентинского казначейства на сумму около 4 млрд долларов. Среди них оказались хедж-фонды во главе с Elliott Management Corp. миллиардера Пола Сингера, доля которых в аргентинском долге составила 1,3 млрд долларов. Они не просто пошли в американский суд, но и смогли добиться решения, что Буэнос-Айрес не имеет права выплачивать долги тем кредиторам, которые оказались посговорчивей, пока не вернет все самым принципиальным. Миллиард с третью – сумма более чем незначительная в мировом масштабе. Но в Буэнос-Айресе понимают, что этот пример может возбудить аппетиты остальных, а значит, идти на подобный шаг опасно. Ведь нет никакой гарантии, что воодушевленные примером меньшинства остальные тоже не захотят получить выплаты в полном объеме. А здесь уже совсем другие суммы – 10 млрд долларов. И для Буэнос-Айреса это грозит серьезным ударом и глубокими последствиями. В течение последнего времени в Аргентине возникли и дополнительные проблемы, что связано с падением нефтяных цен, добавляет независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
"Она будет сталкиваться с тем, что ей необходимо будет привлекать дополнительное внешнее финансирование, чтобы рефинансировать текущие долги и продолжать вкладывать в другие направления, диверсифицироваться. Но объективно такие страны сейчас начинают все больше задумываться о том, как жить дальше, если цена на нефть останется низкой, в какие направления идти и на чем можно заработать и пополнять свою казну".
Вместе с тем не стоит сбрасывать способность аргентинских властей договориться с большинством кредиторов. Более того, нынешние власти Аргентины сумели добиться многого в повышении эффективности экономики, подчеркивает директор Научно-информационного центра Института Латинской Америки РАН Александр Харламенко:
"Нынешняя власть, приняв страну в состоянии дефолта, полного краха неолиберальных реформ предыдущего периода, много сделала для выхода ее из этого состояния. Страна из импортера нефти становится если не экспортером, то, во всяком случае, обеспечивает себя. В значительно лучшем состоянии и промышленность. Аргентина – один их главных экономических партнеров России в Латинской Америке".
Аргентинское правительство не оставляет надежды найти вариант, при котором удастся "разойтись" с кредиторами. Буэнос-Айрес отправил в Международный суд ООН обращение, чтобы опротестовать решение американских судебных инстанций. Ведь следование этому решению открыто нарушает суверенитет Аргентины. Более того, суд фактически поставил крест на решениях о реструктуризации долга 2005 и 2010 годов. А на сегодняшний день эксперты уже прикинули: после перерасчета долг Аргентины должен взлететь до 120 млрд долларов.