В Евросоюзе не оставляют планов снизить энергетическую зависимость от России. По оценкам Еврокомиссии, Тегеран к 2030 году может нарастить экспорт в Европу до 35 млрд кубометров в год в виде СПГ. Предполагается, что топливо будет поставляться через Испанию, которая обладает самыми крупными мощностями в Евросоюзе по приему СПГ.
В перспективе, надеются в Брюсселе, Иран сможет потеснить Россию на европейском энергорынке. Сегодня РФ поставляет в страны Евросоюза порядка 130 млрд кубометров газа.
Надежды Брюсселя во многом напоминают фразу о том, что "гладко было на бумаге, но забыли про овраги", считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
"Надо понимать, что необходимо построить инфраструктуру для поставки иранского газа в Евросоюз. Можно было бы использовать контур Турции. Но это не особо устраивает ЕС.
Турция использует поставки энергоносителей как рычаг, который, в том числе, носит и политический характер. В свое время Турция настаивала на том, чтобы отменить французский закон о геноциде армян, угрожая именно ограничением поставок энергоносителей. Есть проекты подключиться к трубопроводной действующей системе, но это потребует дополнительных инвестиций в прикаспийские проекты. Это тоже достаточно проблемно ввиду того, что очень дорогое строительство и потребуется слишком много согласований", – сказал Дмитрий Абзалов в эфире радио Sputnik.
Рассуждения насчет поставок в виде СПГ также малосостоятельны, полагает он.
"Возможно поставлять газ и сжиженным форматом. Но на фоне снижения стоимости цены на нефть это становится нерентабельным. Технология сжижения значительно увеличивает стоимость. Наконец, потребуются инвестиции в инфраструктуру самого Ирана. Также надо понимать, что часть газа, который будет добываться, уйдет на иранскую экономику, которая была долгое время недоинвестирована. И рядом находится Китай, который также заинтересован в иранском газе. Надо понимать и то, что традиционные источники добычи в самом ЕС будут сокращаться. Уже сокращаются поставки из Норвегии, которые будут замещаться за счет второй ветки "Северного потока". Поэтому, скажем так, перспективы у иранского газа могут быть и хорошими. Но стоимость логистики вкупе с невысокими ценами на энергоносители может поставить крест на этом направлении", – считает эксперт.
В то же время, по его мнению, есть сомнения и в объемах иранских газовых месторождений.
"Мы не совсем точно знаем запасы Ирана. Геологоразведка проходила достаточно слабо. Так что я думаю, что Иран сможет выйти на докризисные объемы нефти и будет развивать газодобычу. Но с учетом всех моментов, в Европу будет поставляться не более 60%. В то же время "Северный поток" – это менее рискованный проект, который напрямую поставляет газ из одной страны в другую без транзитных рисков. А любой иранский проект будет такие риски иметь. Европа заинтересована в том, чтобы получать более "простой" газ из России", – заключил Дмитрий Абзалов.