Организация по атомной энергии Ирана (AEOI) сообщила об обнаружении значительных запасов урана в провинции Йезд в центральной части страны. В своем заявлении президент AEOI Али Акбар Салехи отметил, что не анонсирует уровень объемов открытых залежей урана, сказав, что находка "вселяет уверенность по поводу иранских резервов".
Ранее западные аналитики высказывали мнение, что запасы сырого урана, добываемые на шахтах Ирана, истощаются.
Иран и "шестерка" в середине июля достигли соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. В соответствии с договоренностью, которая полностью снимет с Ирана введенные ранее санкции со стороны СБ ООН, США и ЕС, Тегеран согласился не обогащать уран свыше 3,67% в течение 15 лет. А его запасы обогащенного урана должны быть снижены до 300 килограммов, а избыток вывезен из страны.
Для иранской энергетики и возможного экспорта это совсем неплохая находка, считает востоковед, кандидат философских наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский.
"Это находка хорошая для Ирана. Количество этого металла в мире ограничено, многие месторождения уже выработаны. Иран сможет обогащать его до уровня, который используется в реакторах электростанций, сможет, видимо, обеспечить свои потребности. Но обнаружение приличных запасов позволяет и экспорт руды, в том числе обогащенной", – сказал Виктор Надеин-Раевский в эфире радио Sputnik.
В то же время, считает он, заявление главы AEOI рассчитано и на демонстрацию готовности страны следовать достигнутым договоренностям.
"Иран в данном случае своим заявлением демонстрирует открытость. Договоренности есть, санкции снимаются, поэтому он ничего не собирается скрывать, не планирует готовить в тайне ядерное оружие", – отметил востоковед.
В таком подходе к вопросу есть и религиозная составляющая, полагает он.
"Около 10 лет назад лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи издал фетву (религиозное постановление – ред.), в которой говорилось, что производство, накопление и применение ядерного оружия запрещено исламом. То есть фактически в соответствии с этой фетвой, в общем-то, Иран и привел свою ядерную программу, не вышел за рамки собственного запрета", – заключил Виктор Надеин-Раевский.