Автор Ася Гром
Парламентские выборы в Польше назначены на 25 октября. Полякам предстоит избрать 460 депутатов Сейма и 100 сенаторов. После чего новый парламент сформирует правительство страны. Ожидается, что в результате грядущих выборов "Гражданская платформа", правящая в коалиции с "Польской крестьянской партией" с 2007 года, уступит власть оппозиционной партии экс-премьера Ярослава Качиньского "Право и справедливость". Кстати, кандидатура избранного в мае президента Анджея Дуды была выдвинута именно этой политической формацией.
Как показывали летние опросы, треть избирателей была готова отдать свои голоса за "Право и справедливость", 23% выбирали "Гражданскую платформу", а 18% считали лучшим вариантом новую партию, которую создал отличившийся на президентских выборах певец и актер Павел Кукиз. Созданные летом "Объединенные левые" получали 7% голосов избирателей. Помня, как проходила президентская кампания, можно ожидать сюрпризов и от нынешнего голосования, считает доцент ВШЭ Дмитрий Офицеров-Бельский:
"Есть очень большая вероятность того, что правые тоже одержат победу и на парламентских выборах. Конечно, может случиться еще много чего. Дело в том, что подготовка к прежним президентским выборам происходила в атмосфере скандалов. Поэтому не исключено, что могут быть какие-то подвижки. Но в целом пока у правых позиции прочные, а Дуда набирает популярность даже у тех людей, которые за него не голосовали".
Понятно, что большинство экспертов пытаются уже сейчас предсказать, как будут складываться отношения Польши, получившей новый Сейм, с Россией. Однако не стоит думать, что поляки сами решают, как им строить отношения с Москвой. Как показывает история, позиция Варшавы слишком сильно зависит от того, как складываются отношения Москвы и Вашингтона, отмечает Дмитрий Офицеров-Бельский:
"На самом деле отношения Польши и России не сильно зависят от того, кто занимает президентский пост или у кого большинство в парламенте. В качестве примера можно привести ситуацию, которая была в отношениях с Польшей в начале 2000-х годов, когда у власти находился Квасневский. Изначально отношения складывались очень хорошо, и складывались очень хорошо до той поры, пока у России были достаточно неплохие отношения с США. Когда Путин, придя к власти, выстраивал отношения с Бушем-младшим. Это было до вторжения американцев в Ирак. После этого отношения кардинальным образом изменились. После этого, позднее, когда было объявлено о перезагрузке отношений между РФ и США, тогда же улучшились отношения и России с Польшей. Можно, конечно, списывать это на то, что к власти пришел новый президент.
На другом берегу Атлантики также идет активная работа – 19 октября парламентские выборы пройдут в Канаде. Основной темой проходящей сейчас предвыборной кампании станут экономические вопросы. Консерваторы очень хотели бы остаться у власти на четвертый срок. И пока предсказать итог выборов очень сложно. Но еще сложнее консерваторам в случае победы будет опять сформировать правительство большинства. Пока премьер Стивен Харпер повторяет, что он готов управлять канадской экономикой и дальше, оппозиция ставит ему в вину неверные экономические решения. Но на их призывы увеличивать государственные расходы Харпер реагирует весьма резко: этот шаг может обернуться кризисом, который сделает из Канады новую Грецию.
"Сегодня, как мы видим, три ведущие канадские партии идут практически нос к носу. В середине августа опрос показывал небольшое лидерство "Новых демократов", которые опережали правящих консерваторов Стивена Харпера примерно на 2% и процента на 3 от них отставали либералы. Поскольку разрыв такой небольшой – фактически серьезной разницы в поддержке между этими партиями нет. Скорее всего, итоги выборов решит "фотофиниш", если не произойдет каких-то серьезных потрясений в ближайшие полтора месяца".
Что же касается российской карты, то она в ходе этих выборов вероятнее всего будет разыграна. Хотя на самом деле, все-таки правильнее называть эту карту украинской, настаивает Михаил Нейжмаков:
"Как известно, наилучшие отношения между Россией и Канадой складывались при либералах, которые были у власти до 2006 года. И наоборот – при консерваторах, которые находятся у власти 9 лет во главе со Стивеном Харпером, отношения между Канадой и Россией все время только ухудшались. Сегодня украинский кризис еще более укрепил этот разрыв между нашими странами.
Вместе с тем, не стоит забывать, что наиболее громкие заявления и обнадеживающие обещания, которые делают политики в ходе предвыборных дебатов, далеко не всегда воплощаются в жизнь. Что же касается отношений с Россией, то здесь Канада мало чем отличается от Польши, да и добрый советчик гораздо ближе.