Автор Ася Гром
На Украине 5 сентября стартовала избирательная кампания по выборам в органы местного самоуправления. Уже известно, что по постановлению ЦИК выборы не коснутся определенных территорий страны. В документе Центральной избирательной комиссии они значатся как "временно оккупированные территории Автономной Республики Крым, Донецкой и Луганской областей". Одновременно, выборы не затронут и подконтрольные Киеву населенные пункты, которые находятся в зоне проведения так называемой АТО на Донбассе.
В свою очередь президент Украины потребовал провести выборы местной власти в Мариуполе. Следует напомнить, что ранее город был в списке населенных пунктов, где проводить выборы Киев не собирался. Многие политологи уверены, что подобное особое отношение к Мариуполю доказывает: Киев не собирается оставлять без внимания этот крупный промышленный центр. В целом же, если говорить о самом характере предстоящих выборов, то уже сейчас понятно: объективность избирательного процесса в ситуации незатухающего военного конфликта – вопрос более чем спорный. Эксперты постоянно повторяют очевидную истину о том, что Киев не хочет видеть, как в Донецкой или Луганской областях выберут совсем не тех, на кого готова поставить центральная власть. А значит, надо сделать все, чтобы этот выбор не состоялся. Именно поэтому и принималось решение не проводить голосование там, где его результаты не порадуют нынешние власти. Эти выборы можно считать частью большой политической игры, которую затевает Киев, считает директор Фонда исторических исследований "Основание" Алексей Анпилогов:
"Киев будет стараться, с одной стороны, нивелировать сами выборы. С другой стороны, он не будет соглашаться брать назад Донбасс в состав Украины на условиях Минска, которые и подразумевали проведение местных выборов на Донбассе. И вот это сейчас и остается основной коллизией того, что будет происходить осенью. Мы столкнемся не только с формальным игнорированием выборов, как это произошло во время выборов Плотницкого и Захарченко во время референдума, который положил начало фактической независимости Донбасса. Мы столкнемся со сложной игрой Киева, который будет комментировать эти выборы, но не будет признавать, настаивая именно на своей редакции выборов, на своем разграничении территориальных округов. И, безусловно, будет добиваться институализации конфликтов, поскольку в этом случае он сможет требовать возврата Донбасса уже на своих условиях, а не на условиях Минского соглашения, которые оказались невыгодны для Киева".
В итоге 25 октября выборы не состоятся в 125-ти населенных пунктах Донецкой и 146-ти Луганской областей. Как заявил ранее глава Донецкой народной республики Александр Захарченко, выборы глав городов и районов самопровозглашенной ДНР пройдут 18 октября. Это решение объясняется тем, что Киев в одностороннем порядке принимает закон "О местных выборах" и не согласует его ни с руководством ЛНР, ни с руководством ДНР. В результате содержание закона вступает в противоречие с договоренностями в Минске. Берлин и Париж моментально отреагировали на это сообщение: Ангела Меркель и Франсуа Олланд заявили, что проведение выборов в Донецке и Луганске несет угрозу для минского процесса. Однако, как считает директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований в Минске Арсений Сивицкий, пока что политики просто потакают Киеву и не помогают найти точку опоры для улучшения ситуации:
"Если здесь не удастся найти компромисс, то, конечно, здесь следует ожидать нового витка эскалации. Но и при условии, что гаранты нормандских соглашений – прежде всего Германия, Франция и Россия – не окажут влияние на те стороны, которые задействованы в конфликте. Пока что такого влияния мы не видим. То, что сегодня делает украинская сторона, оно в формальном плане соответствует тому порядку и тем требованиям, которые прописаны в Минских соглашениях. Можно спорить о содержательном аспекте этих шагов, но формально они соответствуют Минским соглашениям".
В результате Донбасс фактически стал местом, где зарождается новый уровень противостояния, в котором ни одна сторона не готова идти на уступки, отмечает Алексей Анпилогов:
"Основная интрига связана с тем, что на Украине сейчас борются две легитимности, которые утвердили себя силовым путем. Первая – это легитимность Верховной рады и Порошенко, которая возникла в результате вооруженной борьбы. А вторая – это легитимность донбасских республик – Луганской и Донецкой народных республик, которые возникли в результате восстания русской весны прошлого года, которое вылилось в итоге в провозглашение этих двух республик. Основная коллизия, которая присутствует сейчас в местных выборах на Донбассе, в том, что каждая из сторон – и ЛНР, и ДНР, и киевский режим настаивают на своем формате проведения выборов. Каждая из сторон считает именно свой формат легитимным. В силу того, что киевский режим не может сейчас силовым путем решить вопрос донбасских республик, он уходит в юридически-социальную плоскость, апеллируя к вопросу о том, что должны учитываться голоса беженцев, которые бежали, в том числе, и на территорию, подконтрольную киевскому режиму. Должен вводиться некий ценз оседлости, который позволит апеллировать к тому, что на Донбассе голосуют не жители Донбасса. В целом идет риторика, которой не было, возможно, еще полгода назад".
Если смотреть на ситуацию по всей стране, большинство политологов отмечают: Украина стоит на пороге очередного передела власти, но теперь уже на региональном уровне. Уже сейчас можно предсказать очевидный факт: после короткого политического шоу украинцев опять ждет постепенное сползание в экономическую пропасть.