Автор Ася Гром
Наводнения, землетрясения, оползни, сели, извержения вулканов, масштабные пожары – природные катастрофы все чаще становятся не только темами обсуждения в экспертном сообществе, но и занимают первые полосы мировых СМИ. Стихийные бедствия уносят человеческие жизни, нарушают привычный уклад, до неузнаваемости меняют ландшафт. Однако получить окончательный ответ на вопрос, а можно ли если не избежать, то хотя бы минимизировать эти последствия, пока что не удается.
За последние пятьдесят лет количество природных катастроф на Земле увеличилось почти в три раза. Одновременно возрос и ущерб, к которому они приводят. Наиболее тяжелые последствия испытывают люди, которые проживают в странах с низким уровнем экономического развития.
С одной стороны, говоря о природной катастрофе, люди видят в ней нечто неожиданное, ведущее к разрушительным последствиям. Как показывают исследования, при внимательном изучении всех изменений в окружающей природе, при налаженном обмене данными между разными странами, ученые могут обнаружить отклонения в течении событий. А значит, можно если не полностью предотвратить последствия, то хотя бы предоставить информацию о возможной угрозе. И хотя не существует полной гарантии, пренебрегать этими данными не стоит, уверен замдиректора Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН Евгений Рогожин:
"Мы развиваем систему прогноза землетрясений, извержений вулканов. Это развивалось под эгидой МЧС. Росгидромет участвует в программе по раннему предупреждению о цунами. Но, тем не менее, стопроцентных гарантий нет. На мой взгляд, наука сейчас еще не достаточно вооружена, чтобы на 100% суметь это дело предсказать".
Уже сегодня понятно, что за каждой природной катастрофой стоит своя цепочка событий, которые определяют ее возникновение и характер. Так, землетрясения и извержения, оползни и лавины всегда связаны с районами, где до сих пор идет активная горообразовательная деятельность. Берега мирового океана, где возможен открытый приход воды, в один прекрасный день могут испытать на себе удары цунами.
"Какие-то страны быстро извлекают уроки из того, что происходит. Организуют систему быстрой помощи, типа нашей МЧС. Когда приближаются ураганы и тайфуны, то они быстро эвакуируют население. В Индонезии, в приморских районах Китая, США это есть. Меньше в Индии. Предупреждение цунами хорошо развито в Японии. В других странах этого не происходит – денег нет или несерьезно относятся к прогнозам. Потому что существуют прогнозы по землетрясениям, по климатическим проблемам".
Другой вопрос, что даже обладая развитой системой изучения природных процессов, страны не всегда могут просчитать все возможные варианты. Авария на АЭС Фукусима доказала, что просчитать все возможные сценарии пока не удается, напоминает Евгений Рогожин:
"Япония тратит очень большие средства и силы дает на прогноз землетрясений, в частности. Но в 2011 году эта система сработала довольно слабо. Также было гигантское землетрясение Тохоку, возникла волна цунами огромная. Были и погибшие, унесенные в океан. А кроме того, ситуация весьма неприятная была с атомной станцией. Есть вроде бы у них система предупреждения, а она не сработала. В других странах тоже очень больших успехов в этом вопросе нет".
В итоге пока что человечество должно вынести только один, но очень важный урок: природные катастрофы – это часть нашего настоящего и будущего, признает Алексей Яблоков:
"Мир идет к тому, что чрезвычайных ситуаций будет больше, ущерб от них будет еще больше, и нам придется все больше времени и сил тратить на это. Но в целом общество не готово. Хотя мы учимся и продолжаем учиться предупреждать катастрофы и ликвидировать последствия".
Специалисты приходят к выводу, что человеку необходимо задуматься над вопросом, как с максимальной пользой извлекать уроки из каждого стихийного бедствия. Вместе с тем уже сейчас понятно, что создать окончательный вариант учебника с правилами выживания на все случаи жизни невозможно: у природы в запасе еще очень много загадок и сюрпризов.