Известный алжирский писатель Буалем Сансаль предрекает гибель традиционной Европы, которая променяла свои исторические ценности на лень и комфорт. По мнению писателя, могильщиком европейской, а также всей западной цивилизации может стать агрессивный политический ислам, который уже готов к решающему броску.
Этот прогноз содержится в романе-антиутопии "2084. Конец света" (Boualem Sansal. 2084: la fin du monde). Книга вышла в конце августа во французском издательстве Gallimard и моментально привлекла к себе внимание.
Жюри престижной книжной премии города Нанси и журналистов издания Le Point (Prix de Nancy et du Point) включило ""2084. Конец света" в свой шорт-лист сезона 2015 года. Имена лауреатов премии станут известны 2 сентября.
Сам Буалем Сансаль уверен, что его книгу не стоит с ходу зачислять в разряд фантастических. Это простая экстраполяция реальных процессов, которые разворачиваются на наших глазах, говорит автор.
"Название "2084" в какой-то степени связано с желанием бросить взгляд на "1984" Оруэлла. Но не стоит обращать на это слишком много внимания. Мои прогнозы трудно привязать к конкретному времени: что-то может сбыться завтра, а что-то через сто лет. Но то, что процесс исламизации в мире протекает очень-очень быстро – это факт. 30 лет назад об этом никто не думал и не говорил, настолько это явление было незначительным. Сегодня мы изо дня в день говорим об исламе и исламизме. Такова реальность", – сказал Буалем Сансаль в эфире радио Sputnik.
Природа не терпит пустоты: подъем политического ислама происходит за счет отступления традиционных европейских либерально-демократических ценностей, считает писатель.
"Когда кто-то выигрывает, это означает, что кто-то проигрывает. Взгляните на Европу: она абсолютно одряхлела во всех отношениях: моральном, философском, культурном. В ней произошла утрата ценностей. В Европе много говорят о демократии и т.п., но демократии уже нет даже в самих европейских странах. Исламисты побеждают, потому что они верят в Бога, потому что они не испытывают страха, готовы жертвовать собой, потому что они полны энергии. И потому что им противостоят стареющие общества, которые живут в комфорте и не хотят сражаться, у которых для этого нет причин. Запад ничего не производит. Ничего, кроме того, что нужно ему самому для ежедневного потребления. Он рухнет сам по себе. Подъем одной империи происходит, когда рушится другая, которую надо только добить. На мой взгляд, Европа находится именно в таком положении", – уверен Буалем Сансаль.
Идея "единой Европы" и связанная с ней унификация жизни европейцев вольно или невольно способствовали этому на первый взгляд незаметному, но всепроникающему упадку, полагает писатель.
"Когда вы путешествуете по Европе и едете, скажем, из Парижа в Берлин, то все одинаковое – сплошное однообразие, полная стандартизация. Нет никакого регионального колорита, идентичности, ничто не напоминает об истории регионов. Сплошной макияж и выдуманная несуществующая идентичность – "европейская". Но она лишена содержания, это просто слово. Сказать "я – француз", марселец, или корсиканец – это сильно, это мобилизует. Но "я – европеец": это как понимать? Когда спрашиваешь, что значит быть европейцем, европейцы отвечают: "Знаете, есть одно преимущество: вы можете поехать куда угодно без документов, и вам не надо будет менять деньги на каждой границе". Но даже и это уже не совсем так. Необходимо помнить о ценностях. Народ – это сумма ценностей, некая конструкция из ценностей. А Европа свои ценности утрачивает. Это очевидно", – заключил Буалем Сансаль.