Аналитическая компания S&P Dow Jones Indices, являющаяся ключевым поставщиком индексов на финансовые рынки, сообщила о запуске в США нового "католического" индекса S&P 500 Catholic Values Index. Как сообщает Ватиканское радио, в новый индекс были включены только те компании, которые соблюдали социально ответственные принципы ведения бизнеса, предложенные Конференцией католических епископов США. Так, в "католический" индекс не смогут попасть компании, связанные с азартными играми, производством и продажей оружия, табака, контрацептивов и стволовых клеток, а также содействующие абортам и использующие детский труд.
Экономист и политолог Александр Дудчак отмечает, что это уже не первый фондовый индекс, в основу которого положены религиозные критерии.
"Создание индекса, связанного с религией, – не первый случай. В 2010 году при поддержке Ватикана создали "христианский" индекс Stoxx Europe Christian, также ранее были созданы и "мусульманские" индексы. Все это своеобразный способ влияния на рынок, на инвесторов, дающий возможность как-то выделить "своих", предоставлять им преимущество", – сказал Александр Дудчак в эфире радио Sputnik.
По его мнению, существенного влияния на рынок "католический" индекс не окажет.
"Какой-то революции на рынках этот индекс не устроит, о существенном его влиянии говорить сложно. Но он может стать дополнительным фактором влияния (при прочих остальных факторах): попытается внести элемент борьбы с конкурентами из Юго-Восточной Азии, которые не попадают в эти индексы, или с мусульманскими странами, которые, по мнению США, ведут деятельность, противоречащую их интересам", – считает экономист.
По его словам, создание подобных индексов – это больше пиар-ход, чем объективная необходимость.
"Если бы в России была идея создать "православный" индекс, то партнеры на Западе уже начали бы иронизировать, сказали бы: России, мол, делать больше нечего. А с "католическим" индексом такого не происходит. Но, скорее всего, в этом больше маркетинга, чем реально обоснованных шагов с экономической точки зрения. Такие индексы можно использовать не столько для отображения реальной ситуации, сколько для формирования общественного мнения и объяснения определенных явлений. Вот можно, например, объяснить падение индексов в Америке "кознями дьявола", если надо отвлечь внимание общественности от происходящего на рынках и от грустных мыслей", – заключил Александр Дудчак.