Автор Елена Шуньгина
Стивен Коэн, известный американский историк, поделился своими размышлениями о кризисе на Украине. Его тревожит, что США все больше втягиваются в региональный конфликт на Украине, как было уже когда-то… во Вьетнаме. Где война закончилась ровно 40 лет назад.
В Вашингтоне 7 вечера – самое время для прогулки беспечного туриста. Я уже посмотрела на Капитолий, но не могу уехать из столицы Штатов, не посетив Мемориал Линкольна. Гигантское здание, внутри которого находится статуя 16-го президента США. Линкольн задумчиво смотрит в сторону Капитолия, и как будто читает свои слова, выбитые на огромных каменных плитах – слова, призывающие к миру и к единству. Жаль, что конгрессмены редко заходят сюда. Да и если бы зашли, вряд ли бы поняли слова президента, при котором была страшная и кровавая гражданская война между Севером и Югом.
Он осуждал американцев, которые хотели продолжения вражды. "Не питая ни к кому злобы, преисполненные милосердия, твердые в истине, американцы должны перевязать стране ее раны … сделать все возможное, чтобы завоевать и сохранить справедливый и длительный мир в своем доме и со всеми народами мира". Почему сейчас эти слова Линкольна в Америке предпочитают не вспоминать? Почему сейчас Америка пытается так нелепо и так беспардонно мешать отстаиванию равенства и свободы в тысячах километрах от своих границ?
Америка принимала участие почти во всех крупнейших конфликтах ХХ века. В память об этом во многих городах установлены монументы. Рядом с вашингтонским Капитолием есть особый мемориал. Это стена из черного гранита – памятник американским солдатам, которые погибли или пропали без вести в ходе войны во Вьетнаме. Длина стены 75 метров. Имена, имена… Их здесь 58 256. И отдельно перечислены солдаты, умершие от последствий ранений уже после войны. Но нет еще одной строчки: около 150 тысяч бывших солдат, которые после войны во Вьетнаме покончили жизнь самоубийством. Они просто не выдержали пытки воспоминаниями. И совестью. Их было почти в три раза больше, чем тех, кто был убит и тяжело ранен во время самих боевых действий. Вьетнамский синдром.
Национальная аллея почти пуста: вечером у американцев много других занятий. А я направляюсь к вокзалу и вспоминаю слова Линкольна о мире. Нынешняя Америка их явно забыла. Как забыла и о том, что нельзя все время думать одно, говорить другое, а делать третье. Особенно если то, что ты делаешь, несет страдание другим людям. Ведь в этом и был один из уроков Вьетнама.