Автор Дмитрий Геер
Вторая мировая война фактически поставила крест на системе золотого стандарта. Миру стало понятно, что необходимо разработать новую валютно-финансовую систему. Эта система должна была отвечать современным запросам и сделать так, чтобы государства смогли выстроить международные экономические отношения в изменившемся мире. На сцену явились Бреттон-Вудские соглашения.
Восстановление послевоенного хозяйства разделило мир на две части: одним нужна была помощь, другие были готовы эту помощь оказать. На мировой арене все более активную роль начали играть США, которые постепенно сменили роль должника на кредитора. И на этом фоне стала набирать сторонников идея о том, что миру нужен механизм, который позволит не только быстро переправлять финансы из одной страны в другую, но и обеспечит возврат заемных средств.
В Бреттон-Вудской конференции приняли участие 44 страны. Именно здесь и была определена структура послевоенной международной экономики, а также достигнуто решение о построении новой валютно-финансовой системы. Первый план представлял министр финансов США Гарри Декстер Уайт. Здесь речь шла о том, чтобы создать стабилизационный фонд на 5 млрд долларов. Эти деньги должны были стать основой займов, которые помогут бороться с дефицитом странам-участницам. Однако у американского плана появились противники, напоминает директор Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Александр Савченко:
"Когда создавался Бреттон-Вудский миропорядок, в его начале была слабая попытка англичан побороться с американцами. Они даже привезли туда Кейнса, который пытался проталкивать идею не национальных валют, потому что фунт уже ослабел против доллара, а создания некоей искусственной валюты, похожей, если угодно, на современный евро. Но американцы его просто тогда "оттерли", несмотря на авторитет. Американцы провели тезис о том, что доллар так же хорош, как золото. Дальше это все поехало до тех пор, пока американцы тотально доминировали в экономике".
Если же посмотреть на план, который предлагал Джон Мейнард Кейнс, то по нему предусматривалось создание многосторонней платежной системы. Был сделан акцент и на установление коллективной ответственности за урегулирование международных валютных и платежных отношений. С этой целью предлагалось создать Международный клиринговый союз, который бы выпускал новую собственную валюту. Именно такие мировые деньги и должны были по замыслу британского экономиста стать единым международным платежным средством. Однако все эти идеи так и остались только идеями – неоспоримое лидерство США и в политической, и в экономической областях взяло верх, продолжает Александр Савченко. Это во многом определило и последующие шаги:
"Доллар держится не столько на экономической мощи США. Потому что если после Второй мировой войны, когда создавалась Бреттон-Вудская система, США давали 52% мирового промышленного производства, то сейчас очень-очень скромные показатели в США. Но доллар держится на военно-политических возможностях США и возможности создания блоковых структур. Это – прежде всего. А также на том, что уже накоплена структурная, в смысле организационная инерция, созданы соответствующие финансовые структуры типа МВФ и Мирового банка, которые ориентированы на доллар".
Фактическим итогом Бреттон-Вудского соглашения стало приспособление стран к национальным валютным системам США и Великобритании – ведущих на тот момент мировых держав. Однако со временем американцы сумели отодвинуть Лондон от этого процесса. В итоге в мировых финансах постепенно сложилась система, когда правила игры стало диктовать только одно государство. И даже сейчас, несмотря на проблемы в американской экономике и успехи ряда конкурентов, например китайских, доллар пока не собирается делиться своим влиянием, считает ведущий эксперт ВШЭ Сергей Пухов:
"Все долгосрочные прогнозы говорят о том, что доля американской экономики в мировом ВВП будет снижаться. Вытесняет их и Европа, и Япония, вытесняет Китай с его темпами роста. Но пока все расчеты основные идут в долларах, резервная валюта – основная часть в долларах. Может быть, к 2050 году что-нибудь кардинально поменяется по сравнению с текущим моментом. Но через пять лет мало кто заметит эти изменения".
То, что изменения неизбежны, прекрасно понимают и в Вашингтоне. Однако этот процесс необратим и вопрос только в сроках, уверены опрошенные радио Sputnik эксперты. Американцам же лучше всего пока начинать готовиться к тому, что эра их главенствования в финансовом мире близится к закату.