Турция и Иран начинают сотрудничать из-за угрозы "Исламского государства". Как заявил иранский президент Хасан Роухани, чтобы справиться с проблемой терроризма в регионе, Анкаре и Тегерану придется работать сообща.
Вместе с тем, глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в ближайшее время собирается посетить Турцию с официальным визитом. Как ожидается, главными темами переговоров станут двусторонние отношения и региональные проблемы.
Реальный союз Анкары и Тегерана в настоящее время невозможен, полагает независимый эксперт по Ирану Игорь Панкратенко.
"Он абсолютно нежизнеспособен. Есть пока некие декларации на уровне руководства двух стран. Но, во-первых, не Хасан Роухани принимает решения по внешней политике Ирана. Это исключительно прерогатива рахбара и его канцелярии, которые скептически относятся к возможности союза с Турцией. Ну а Реджеп Эрдоган очень долгое время свою большую партию с Сирией вел самостоятельно. И вдруг он понял, что сил на нее не хватает. Вот он сейчас и старается выстроить отношения с Вашингтоном, Эр-Риядом, а заодно и с Тегераном, чтобы добиться решения чисто турецких задач в Сирии", – сказал Игорь Панкратенко в эфире радио Sputnik.
Что же касается борьбы с "Исламским государством", то здесь все тоже далеко не так однозначно, отметил он.
"ИГИЛ в его нынешнем состоянии по большому счету представляет собой кочан капусты – там на самом деле существует масса слоев в руководстве. Есть сторонники джихада без границ, есть сторонники того, что вот есть у нас территория, и мы должны ее обустраивать на основе исламской справедливости, есть и другие. Поэтому, когда говорят про борьбу с ИГИЛ, я всегда спрашиваю: с каким его элементом предполагается борьба? Турция и Иран преследуют совершенно противоположные цели. Для Ирана важно победить ИГИЛ так, чтобы остался Башар Асад. Для Турции – наоборот, чтобы Дамаск был переформатирован. Сотрудничать им, конечно, можно, но в очень ограниченных рамках", – считает эксперт.
И это сотрудничество может стать парадоксальным с общепринятой точки зрения, полагает он.
"Вообще выскажу сейчас крамольную вещь – с ИГИЛ не надо воевать, а надо договариваться. Вести переговоры и говорить об условиях сосуществования. Потому что та его партия, которая настаивает на том, чтобы создавать исламское государство на тех территориях, что контролируют, эта партия становится все сильнее и сильнее. И Ирану с Турцией есть о чем задуматься. У них есть свои каналы, по которым они могут договариваться. И думаю, что этот процесс пойдет. ИГИЛ запустил очень серьезный социальный процесс на Ближнем Востоке – создание праведного суннитского государства. И эту проблему одними бомбежками не решишь", – заключил Игорь Панкратенко.