Автор Дмитрий Геер
Не успела отгреметь на Украине война с памятниками, как началась битва с топонимикой. Власти Киева призвали граждан дать ответ на вопрос, как должны называться 29 улиц, мостов и площадей, которым "не повезло" и их имена связаны с Россией или с советским (читай: "темным и ужасным") прошлым. Теперь настало им время отвечать за свои имена по всей строгости закона.
Московский мост. Его вина не вызывает сомнений, тем более, что налицо отягчающие обстоятельства: до моста идет проспект Генерала Ватутина, а уже потом он переходит в Московский проспект. Теперь ошибка будет исправлена. Предложенный властями вариант названия можно считать самым нейтральным — просто дать мосту имя проектировщика Георгия Фукса. Его руке, кстати, принадлежит и киевский Метромост, а значит, Фукс имеет право увековечить свое имя на карте города. Власти даже готовы простить ему его советское прошлое, как и Евгению Патону, чье имя носит другой известный мост.
Однако, как утверждают местные СМИ, горожанам такой вариант не нравится. Поэтому они предлагают дать мосту имя "Героев Небесной сотни" (оно уже дано бывшей Институтской улице, которая в результате лишилась своего исторического имени) или даже Рональда Рейгана. С чего бы это вдруг именно 40-му президенту США должна быть оказана такая честь — не вполне понятно. То ли за красивый номер, то ли решили, что близлежащий Гаванский мост назван в честь кубинской столицы (вообще-то — от слова "гавань") и решили "уравновесить". То ли просто задел на будущее — застолбить место, чтобы всегда можно было переименовать в память о нужном американском президенте. Есть еще и коренная местная топонимика. Два киевских района — Оболонь и Троещина — уже готовы вступить в бой за право дать мосту свое имя.
С Московской площадью все заранее ясно — не может быть в столице Украины такого названия. Но какое новое выбрать — неясно. Невыразительное предложение властей ("Демиевская") многим горожанам не понравилось. Предлагают свои варианты. Среди них — "Площадь Roshen ". Любят они все-таки своего президента.
Не лучше может сложиться и будущее Краснозвездного проспекта. При благоприятном раскладе он получит имя выдающегося тренера Валерия Лобановского, опять-таки не вырываемого из канвы общей советской истории. А потому есть и другие предложения — проспект Степана Бандеры или даже УПА (в России по решению Верховного суда деятельность националистически ориентированной "Украинской повстанческой армии" запрещена).
Еще Киев может стать обладателем площади Киборгов (пока что Ленинградская). Однако горожане против того, чтобы переименовывать бульвар Лепсе (кстати, имя революционера Ивана Лепсе носит еще и площадь в Мариуполе) на бульвар Валентина Згурского — председателя Киевского горисполкома в советский период. Даже не понятно, как его имя попало в списки. Хотя, учитывая, что его внук занимался вопросами подготовки аэропортов к Евро-2012, ничего удивительного нет.
Советское прошлое нашли и у Емельяна Пугачева, поэтому на его место может прийти академик Андрей Ромоданов — его заслуги в нейрохирургии смогли перевесить тот факт, что он был депутатом двух созывов Верховного Совета СССР.
Остается только призвать организаторов этой затеи быть осторожными. А то хотели в прошлом ноябре переименовать Днепропетровск или просто вернуть ему историческое имя. Но тут "внезапно" выяснилось, что он в царские времена успел побыть не только Екатеринославом, но и …Новороссийском.