Автор Михаил Шейнкман
Если есть говорящие фамилии, то у него она – играющая. Во всяком случае, до инаугурации ее уже обыграли на все лады. Не известно, имеет ли в польском языке "дуда" тот же смысл, что у нас, но звучать, как полагают здесь, он точно будет иначе, чем Коморовский. По крайней мере, не так однообразно, а с большим количеством модуляций. Сегодня Анджей Дуда взял самую высокую ноту в своей жизни – поклялся на конституции.
К шестому чувству лидера оппозиционной партии "Право и справедливость" Ярослава Качиньского, раньше всех увидевшего в этом молодом человеке будущего главу государства, добавились еще две шестерки. Дуда в новой Польше – шестой президент и в должность вступил шестого числа. Не факт, что это и есть те самые детали, в которых непременно что-то нехорошее скрывается. Но в лагере все еще формально правящей, но уже совсем не лидирующей "Гражданской платформы" до сих пор уверены, что без мистики на президентских выборах не обошлось. Ну не мог иначе мало кому известный депутат Европарламента с таким разрывом обыграть во втором туре властного фаворита.
Дуде 43. Он бывший бойскаут, и, похоже, все еще впадает в детство. По-прежнему любит "Зарницу", поэтому и рвется превратить Польшу в один большой лагерь НАТО. Невероятная победа на президентских выборах все-таки не прошла даром для его неокрепшего большими политическими достижениями сознания. Теперь он уже хочет стать главой ведущей страны Европы. В смысле, не Германии, а Польши. Войти с ней в G-20 и, гулять так гулять, в Совет Безопасности ООН – постоянным членом. Ярослав Качиньский, на руках которого мальчик вырос, видимо, не объяснил ему, что эффект неожиданности срабатывает только один раз. И то лишь там, где вполне достаточно быть неожиданностью.
А Дуда перестал считаться джокером в тот момент, когда избрался президентом. В той же Германии сразу сказали: это сложный случай. Немецкая пресса еще в ходе избирательной кампании обнаружила расхождения в подходах по ключевым вопросам. Собственно, за это он и прослыл евроскептиком. За два с половиной месяца, что прошли после выборов, Польша не узнала о нем больше. Зато присмотрелась. Молодой, раскованный, жизнерадостный. Но лучше всего смотрится вместе с красавицей-женой. Вот из-за кого на его месте хотел бы быть каждый.
Но и ради нее не каждый захочет терпеть дискомфорт. А придется. Ведь Дуда даже при свойственной его возрасту свежести взглядов все же смотрит в ту же сторону, что и его предшественник. За океан. Он и не скрывает, что видит Польшу верным и самым любимым партнером США в континентальной Европе. Все, как завещал Лех Качиньский.
Его близнец Ярослав все еще хочет сам отомстить за брата. Ждет полноты власти. Здесь она возможна только после победы на парламентских выборах. Они в октябре. Задача Дуды в том и заключается, чтобы удерживать высоту до прихода к управлению страной основных сил. Судя по нынешним раскладам, недолго. "Право и справедливость" на 10% опережает "Гражданскую платформу". Если партии Качиньского удастся дубль, его уже никто не заставит отсиживаться в тени. Хотя даже в Польше признают: используя государственные инструменты, он может быть небезопасен. Другое дело, что один из этих инструментов – все-таки, не фанфары. Пусть, никто и не скажет, что Польше – труба. Отбой, правда, можно сыграть и на дуде.