Автор Михаил Шейнкман
Пошутили – и хватит. После удачного розыгрыша с официальным приглашением Обаме и всей его свите приехать и лично убедиться в том, что Пхеньянский биоинститут не производит бактериологическое оружие, в КНДР все вернули на свои места. Дали понять: если что, лучше мы к вам. Чтобы сразу было ясно на чем, Ким Чен Ыну, наверное, стоило пригрозить Штатам прямо на открытии новой установки для запуска ракет дальнего радиуса действия. Она, как доносят спецслужбы Южной Кореи, заточена под снаряды, в два раза большие, чем 30-метровая "Ынха-3". Хотя и от ее взлета в декабре 2012 года у Сеула с Вашингтоном до сих пор все дрожит. Однако лидер Северной Кореи прямолинейности предпочел тоже, правда, недвусмысленный, но исторический намек.
Может быть, заявление о том, что "наш долг – свести счеты с американскими империалистами" ему приписали враги. Но усилить антиамериканскую пропаганду он не случайно приказал в свеженьком музее боевой славы, строительство которого завершили к национальному празднику – Дню Победы в Отечественной освободительной войне. Его отмечают 27 июля, и Пхеньян уже предупреждает, что одной победой он может и не ограничиться.
Его риторика под торжество действительно прибавила в резкости. И это даже при том, что они никогда вербально особо не церемонились с противником. Но сейчас демонстрируют и готовность, и желание бросаться не только словами. Недавно объявили об успехах в миниатюризации ядерных зарядов, что делает возможным их применение с помощью межконтинентальных баллистических ракет. По случаю 70-летия Трудовой партии к осени собираются запустить спутник. А это, как считают в Южной Корее, тоже репетиция технологий, годных и для нанесения атомного удара. Опять же, новая платформа для запусков дальнего действия.
Впрочем, может быть, вся эта показательная активность от того, что Пхеньян просто почувствовал себя незаслуженно обделенным вниманием. Лидер в стране молодой, горячий, амбициозный. Его вполне могло задеть американское пренебрежение. Причем, не к экономике даже – к санкциям здесь привыкли, а к репутации. Пентагон в своей стратегии назначил КНДР не первой угрозой, а всего лишь назвал среди прочих. В США раз за разом России отдают предпочтение. Китай боятся. Тут еще Сеул решил соседям Тегеран в пример поставить. Мол, и вам лучше свернуться. Словом, напросились. Вначале МИД северян объявил, что республика третьей не будет. В смысле, после Кубы и Ирана еще одним дипломатическим достижением Обамы. "Мы совершенно не заинтересованы в диалоге, поскольку ядерное сдерживание для нас – средство защиты наших прав и суверенитета от враждебной политики США". А затем и вождь объяснил, какой у него к Америке "Ынтерес".
Продолжит эксперт Института Дальнего Востока Константин Асмолов.
– Чем же все-таки реально может угрожать США Северная Корея, кроме усиления антиамериканской пропаганды?
– Ничем. Испытание баллистических ракет, именно как баллистических ракет, Северная Корея пока не проводила. Потому что главное испытание боевой ракеты не в том, насколько она может взлететь, а в том, насколько она может упасть куда нужно и четко поразить цель. А этого пока не было. Пойдем дальше. Как по-вашему, какова будет реакция всего цивилизованного мира, если КНДР дострелит-таки до побережья США? Нарушителей ядерного табу будет карать все международное сообщество. А Ким Чен Ын не похож ни на мазохиста-самоубийцу, ни на главного злодея в индийском кино, который убивает всю семью главного героя, включая его любимую собачку, исключительно для того, чтобы в конце фильма ему пришли мстить.
– Почему для КНДР история с Ираном не пример для подражания?
– Потому что кроме истории с Ираном мы помним историю Ливии. Дело в том, что непонятно, до какого уровня дошла иранская ядерная программа. Вполне вероятно, что достигла значительно меньшего. Примерно того же, чего достигла ливийская ядерная программа, если она была. Каддафи за то, что ее сдал, получил полное забвение всех прегрешений прошлого. Но где теперь этот Каддафи?
Пхеньян в основном блефует. При всем богатстве лексического запаса, реально ему пока особо нечем похвастаться. Хотя его ядерную программу эксперты считают гораздо более развитой, чем иранскую. Именно поэтому, кстати, КНДР и не расстанется с ней просто так. Ей действительно есть, от чего отказываться. Вместе с тем, несмотря на откровенную разницу в классе, в потенциале и в размерах, США вполне могут увидеть в Северной Корее себя. Не в том, естественно, смысле, в каком они с Сеулом этого хотят. Ведь Пхеньян, как и Вашингтон со своим ПРО, тоже всего лишь говорит об отражении. Ну, а что на отражение пенять…