Автор Михаил Шейнкман
Проевропейские партии Молдавии решили втянуть электорат в раздел сфер влияния. Не в качестве еще одного партнера или третейского судьи, а как бескорыстного пособника. Они не сомневаются, что из патриотических чувств он с удовольствием примет идею об изменении процедуры выбора президента. Референдум планируют осенью. И это первое совместное решение еще пока не воссозданного альянса либерал-демократов, демократов и либералов. С его помощью они хотят значительно облегчить себе жизнь во власти. Главу государства предлагают утверждать там же, в парламенте, но не как сейчас – в два тура, в каждом из которых для победы надо набрать две трети из 101, а в три. Первый – тот же минимум в 61, второй – 57, третий уже наверняка – простое большинство в 51 голос.
Кажется, что не с того начали. При живом-то президенте. Полномочия нынешнего Тимофти заканчиваются только в марте 2016 года. А у парламентской коалиции формально они еще даже не начались. После отставки экс-премьера Габурича правящие партии опять только ищут сочетание интересов. А у них с этим всегда было сложно. Чтобы мотивировать их договороспособность, Брюссель даже заморозил финансирование, значительно приблизив Молдавию к дефолту. Не очень дружественно с его стороны. Но если уж досрочные выборы с неизбежным фиаско прозападного вектора, то – не доставайся же ты никому.
Однако объявление о плебисците – это и есть признак того, что проевропейцы между собой почти все решили. Анонсировал его лидер либерал-демократов Филат. Но идею уменьшения президентской планки до простого большинства лоббирует либерал Гимпу. Он уже как-то исполнял обязанности главы государства, и ему это очень понравилось. Возвращение на этот пост – его условие вхождения в альянс. Надо полагать, что оно принято. Вместе с демократами, на троих, у этих партий 53 голоса. И если народ поддержит изменение регламента, можно даже не гадать, кто сменит Тимофти.
Избирателям просто не оставляют вариантов. Все же помнят, как стране было стыдно, когда она три года жила без главы государства. Депутаты никак не могли набрать нужное количество голосов. Дважды это приводило к роспуску парламента. Людям, наверное, больше понравилось, если бы им позволили выбирать не процедуру для президента, а самого президента. Но это повысило бы его статус и авторитет. Тот же Гимпу, вероятно, был бы не против. Народ – против Гимпу. Судя по рейтингам, шансов на индивидуальную победу в открытых выборах нет ни у одного правящего политика. А, значит, единственная возможность у них сохранить за собой президентский дворец – войти в него через служебный вход. Или, как его еще называют, черный.
Тему продолжит из Кишинева политолог Владимир Цеслюк.
– Изменение процедуры избрания президента нужно Молдавии или все-таки тем, кто пытается сейчас опять воссоздать коалицию?
– Во-первых, это только планы. Во-вторых, я все-таки надеюсь, что эти планы пообсуждают, да все-таки откажутся. Мне кажется, что если вдруг референдум будет объявлен на осень, как планирует коалиция, то едва ли эта идея будет поддержана обществом. Все-таки общество хотело бы избирать президента всенародно. Этот подсчет – 61, потом 57 и 51 – как-то совсем снижает статус президента.
– А с того ли они начинают воссоздавать коалицию, учитывая, что для страны, близкой к дефолту, выборы президента – это точно не предмет первой необходимости?
– Конечно, проблемы сегодня у нас огромные. Прежде всего, эконмические. Да и политические тоже. Конечно, для начала хотелось бы услышать о том, насколько быстро и эффективно будет коалиция исправлять ситуацию, прежде всего, социально-экономическую. А потом уже послушать обо всех этих историях, о которых вы говорите. Президентские выборы – это актуально, потому что, если не удастся избрать президента, то будут досрочные парламентские выборы и очередной кризис. Но я все-таки надеюсь, что этот референдум не состоится. Очередное издевательство над собой народ не потерпит.
Как и положено в парламентской республике, президент в Молдавии, что шахматный король. Игру не делает, но без него никак. С задачей держать место Тимофти вполне справлялся. По крайней мере, никто не скажет, что рыба гниет с головы, если глава – ни рыба, ни мясо. С Гимпу будет сложнее. Вспоминая о том, каким он был, эксперты не сомневаются: таким он и остался. Дремучий русофоб, сторонник присоединения к Румынии и вступления в НАТО, он совершенно точно не станет отсиживаться за пешками. А значит, с восстановлением альянса проблемы власти не закончатся. Они только начнутся. Хотя, чем быстрее король выйдет из укрытия, тем скорее он получит мат.