Автор Дмитрий Геер
Американцы любят слушать всех: и своих противников, и своих союзников. Однако делают это весьма нагло. Иначе, чем можно объяснить тот факт, что в прессу регулярно попадают материалы о том, что спецслужбы США следят за всеми по всему миру.
Летом прошлого года в мировые, в том числе и немецкие, СМИ попала информация о том, что американцы еще в 2002 году начали слушать телефонные переговоры глав 35 государств. В реакции немецкого канцлера Ангелы Меркель, которая узнала, что и ее мобильный не избежал участи быть услышанным, сквозила обида: "шпионить за друзьями некрасиво". Барак Обама тут же стал уверять госпожу Меркель в том, что ее никто не слушал. Но потом, видимо после консультаций со специалистами, изменил эту позицию: мол, был не в курсе программ, которые собирали данные на союзников США. В свою очередь прокуратура Германии тоже как-то не спешила возбуждать уголовное дело по данному факту. А потом в марте 2014 года появился документ с неожиданной формулировкой: "шпионаж со стороны дружественного государства практически недоказуем с юридической точки зрения". Однако в позиции самой госпожи Меркель произошли весьма значительные изменения, констатирует заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров:
"Последствия этого скандала мы ощущаем через реакцию канцлера ФРГ на события на Украине, через ее поведение на российском векторе внешней политики. Та неожиданная перемена взглядов на действия российского президента, негативное отношение к России, которое сейчас транслируется со стороны германского канцлера, связано с тем, что канцлер попала на некий крючок американских спецслужб. И об этом говорят не только в России. Подобное мнение мы слышали от европейских экспертов. Они также заметили перемену отношения Ангелы Меркель. Конечно, поводом в данном случае выступает ситуация на Украине. Даже если это удачный повод, всю тактику поведения немецкого руководства трудно назвать миролюбивой. Диалог идет в странном тоне. Меркель, например, некоторое время назад повторила сказанное Обамой с трибуны Генассамблеи ООН мнение об угрозах международных. Перечислила их в той же самой последовательности: поставила Россию на одну доску с ИГ и эпидемией вируса Эбола".
На историю с прослушкой американцев решила отреагировать и Польша. Ее тогдашний премьер Дональд Туск даже заявил, что этот скандал серьезно испортит отношения Вашингтона с Европейским союзом. Началось все с того, что в британскую прессу попали данные о том, что АНБ прослушивало 38 иностранных посольств и дипломатических миссий. Понятно, что в списке оказались те, с кем у США весьма напряженные отношения. Но в списке прослушиваемых были и страны-союзники по НАТО. Туск даже пригрозил, что ни Польша, ни ЕС не оставят этого без тщательного выяснения, а нынешний скандал – серьезная проблема в отношениях и серьезная проблема для репутации Соединенных Штатов. Однако здесь история еще быстрее сойдет "на нет", уверен заместитель директора Российского института стратегических исследований Михаил Смолин:
"Если Германия начнет вести какую-то свою политику, американцы готовы выбрать другого своего ближайшего союзника – Польшу.
Вместе с тем, не стоит думать, что после первой волны возмущений этот скандал утихнет. Он будет еще очень долго тлеть, и рано или поздно миру будет предъявлена новая порция подробностей, уверен Игорь Шатров:
"Я думаю, мы через некоторое время узнаем, что же такое компрометирующее про Ангелу Меркель узнали американцы, что заставило ее сменить позиции кардинальным образом, развернуться на 180 градусов. Из наиболее дружественного России государства ЕС Германия превратилась в нашего наиболее жесткого оппонента.
Опробовав этот механизм один раз и не получив резкого ответа, американцы и дальше будут прибегать к подобным технологиям подслушивания и подглядывания за своими союзниками. Ведь иногда эти союзники могут попытаться высказать свою позицию, в корне противоречащую интересам США. Чтобы обезопасить себя от подобных выпадов, Вашингтон и вынужден за всеми следить и все фиксировать. Иначе друзей совсем не останется.