Автор Дмитрий Геер
Европа еще больше затягивает узел санкций, направленных против России. 22 июня было принято решение продлить действие санкций до января 2016 года. Главы МИД ЕС одобрили это на заседании в Люксембурге.
Ответ России на подобное давление был предсказуем: Москва готова действовать по принципу взаимности. При этом решение не ослаблять давление в России считают необоснованным и незаконным. Как отметили в Кремле, решение о санкциях ущемляет интересы не только экономики России, но и бьет по карманам налогоплательщиков европейских стран. Однако в Европе к подобным доводам стараются не прислушиваться. Идея о том, что давление может заставить Россию изменить свои политические позиции, никак не дает покоя многим политикам. При этом даже в самой Европе время от времени раздаются голоса о том, что давление не имеет никакого смысла – лишь наносит экономике ЕС серьезный урон. Но даже эти предостережения не могут заставить европейских политиков пересмотреть свои позиции, резюмирует политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров:
"Только, наверное, самые наивные из европейских политиков, не сказали о бесперспективности этого давления. Что удивительно – 22 июня санкции продлены до окончания января 2016 года. При этом весь месяц предыдущий звучали заявления со всех сторон – США, европейских лидеров, что Путин никоим образом не изменил свою политику, Россия ведет себя так же, как и вела, будет продолжать свою политику. Но, тем не менее, мы будем продолжать свое давление. Это, конечно, очень странно. Я думаю, что речь идет о том, что будут применяться другие методы воздействия. Война судебных приставов, которая сейчас началась в Бельгии, во Франции, когда в интересах акционеров ЮКОСа арестовывается государственное имущество РФ. Заодно, под сурдинку, и частное имущество компаний без госучастия, и общественные учреждения туда попали, и СМИ, и даже дипмиссии – полное нарушение международного права".
При этом эксперты обращают внимание на важный факт – никаких новых полей, где бы пошли по системе санкций, пока не открыто. Так, слухи о том, что крупнейшие ИТ-компании, такие как Microsoft, Oracle, Symantec и Hewlett-Packard намерены присоединиться к санкциям США против различных российских предприятий и банков, так и остались на уровне слухов. И в будущем все давление будет направлено на уже выбранные ранее отрасли экономики, уверен доцент Высшей школы экономики Андрей Суздальцев:
"В реальности что-то еще добавить очень сложно, потому что основные секторы, где можно против России применить санкции, уже загружены санкциями. Главный сектор – поставки российских энергоносителей на мировой рынок – подвергать санкциям очень опасно. Другой момент: Запад очень беспокоит то, что Россия намерена отвечать – вопрос о черных списках. Потому что мы действительно стараемся отвечать, резко реагируем на попытки ввести санкции – и отвечаем по существу ассиметрично, что их беспокоит. Они не знают, каким будет наш ответ. Есть опасения, что ответ будет столь дестабилизирующим, что ситуация может выйти из-под контроля и из противостояния превратиться в тяжелый кризис".
Именно этот страх и приводит к тому, что в мировую прессу случайно попадают отдельные фрагменты черных списков. Америка и Европа намеренно допускают эти утечки, проверяя, таким образом, настроение в своем обществе. Но в результате весь мир увидел, что Россия не собирается затягивать узел противоречий, а предпочитает адекватный ответ, считает Игорь Шатров.
"Списки – это один из элементов политического давления, которое Европа пытается оказывать на Россию. Это привело к ответным мерам со стороны России. Принцип обязательной взаимности, традиционный для дипломатии. Часть этих списков попала в СМИ. Не по нашей инициативе – кто-то допустил утечку в Европе. Эта обоюдность соблюдена не только в количественном, но и в качественном подходе. Мы закрыли въезд в Россию тем людям, которые отметились активными антироссийскими заявлениями, патологической русофобией.
В течение прошедшего года европейцы не смогли получить выгоду от давления на соседа. Не выиграли ничего и авторы санкционного давления – американцы. Признать, что вся история с этой войной была бесполезной с самого начала, ни те, ни другие не могут. Но рано или поздно придется. Как придется объяснять и бизнесменам, и избирателям, что каждый из них лично потерял из-за непродуманной политики бесполезного давления.