Автор Светлана Калмыкова
Греческое "нет" планам европейских кредиторов не означает автоматического отказа от евро или выхода из ЕС. Однако прошедший 5 июля в Греции референдум, безусловно, будет иметь серьезные политические последствия для всего Европейского союза. Греки – отцы демократии – показали пример всем европейцам, что не всегда можно соглашаться с указаниями из Брюсселя. Этот акт неподчинения стал точкой разрыва европейской интеграции. Он также обозначил существующие противоречия между евробюрократией и истинными стремлениями европейских народов.
Похожие сигналы поступали и раньше. В 2005 году убедительное "нет" проекту европейской конституции сказали большинство французов и голландцев. По существу, это поставило крест на перспективе принятия этого документа всеми членами Евросоюза без исключения.
Эксперты тогда предупреждали о "конце" евроинтеграции. Но в Брюсселе их назвали параноиками и ответили на критику очередным расширением. Присоединение к ЕС Болгарии и Румынии окончательно раскололо старо- и новоевропейцев. В это же время стало ясно, что Евросоюз больше не может обеспечить экономический рост и экономическое развитие. А недавние скандалы с американской прослушкой показали, что единая Европа потеряла и свой политический суверенитет.
История с Грецией имеет еще одно важное последствие. Впервые правительство страны встало на сторону народа, а не еврочиновников. Примеру Ципраса и СИРИЗА готовы последовать испанская "Подемос" и французский "Национальный фронт". Движение евроскептиков объединило и правых, и левых.
Евросоюз трещит по швам. Тем временем, еврочиновники стараются этого не замечать. Они предпочитают заниматься очередными санкциями против России, а не решением реальных проблем. Так что, если сравнивать ЕС с человеческим организмом, то до пенсионного возраста он, скорее всего, доживет (60-летие отметят в 2017 году), однако, как показывают последние события, будет уже в старческом маразме.