Автор Михаил Шейнкман
Когда тебе уже под 80, даже незначительный срок может оказаться пожизненным. Но суд Неаполя потому и позволил себе всю строгость закона, что, наверное, понимал, – не он отнимет у итальянцев их неувядаемого политического балагура. Как бы к нему ни относились, а в этой стране все же именно Сильвио Берлускони остается непревзойденным ньюсмейкером. И хотя Фемида выписала ему реальные три года тюрьмы, она, конечно, подсмотрела, что это все равно будет условность. Это же только первая инстанция. Еще – кассация, апелляция, а осенью у этого дела истечет срок давности.
Но, как сказал в обвинительной речи государственный прокурор, "эта история (итальянская пресса назвала ее "купля-продажа сенаторов") войдет в учебники и послужит предупреждением на будущее". Причем, видимо, на ближайшее. У Берлускони в парламенте по-прежнему есть свои люди, и у него все еще есть свои деньги. Однажды, в 2008-ом, как следует из приговора, этого сочетания ему вполне хватило, чтобы вернуть себе власть. Был, правда, тогда и еще один "ингредиент". Хотя не один, но раскаялся только он. Экс-сенатор Серджо Де Грегорио.
Он начал говорить только пару лет назад. Признался следствию, что, стесненный материальными обстоятельствами, за 3 млн евро согласился перейти из левого лагеря в ту пору премьера Проди в правую оппозицию Сильвио Берлускони. Впрочем, и до его откровений мало, кто сомневался в том, какие именно "убедительные" аргументы нашел тогда медиа-магнат, чтобы перетянуть к себе правящих депутатов. Тем более, он сам не скрывал, что ради реванша на многое готов. Хватило нескольких голосов. Слишком незначительным большинством располагал Проди. Все остальное было делом техники. Правительственный кризис, отставка премьера, досрочные выборы, третье и последнее пришествие кавальере. После него все его сроки только уголовные.
К началу этого процесса Берлускони уже получил четыре года за финансовые махинации и ожидал приговор по так называемому "делу Руби" – это о забавах с несовершеннолетней марокканкой. По первому делу его в итоге амнистировали, по второму – осудили, но реабилитировали. И этот вердикт обойдется без заточения. Но, похоже, он и задумывался больше как приговор-назидание. Причем, совсем не Берлускони. "Мы видим, как экономическое могущество позволяет подкупать людей и манипулировать голосованием", – изрек прокурор. И вроде бы сейчас преимущество левых в парламенте кажется безраздельным, что и доказал премьер Маттео Ренци, когда собственными силами выбрал президента. Но в его большинстве тоже люди. А деньги, как говорится, еще никто не отменял.
К тому же, это материалы на Берлускони можно отправить в архив. Отправить туда самого Берлускони гораздо сложнее. Впрочем, в отношении него уже назревает очередной процесс. Миланская прокуратура решила продолжить историю о похождениях седовласого ловеласа главой под названием "Руби-3". Следствие подозревает примерно 20 приятельниц Берлускони в даче ложных показаний. Он же обвиняется в том, что платил девушкам за молчание. Той же марокканке Руби – от 5 до 7 млн евро.
Услуги сенатора Де Грегорио стоили в два раза дешевле. Это к вопросу о том, что в этой жизни для дона Сильвио ценнее и дороже всего обходится. Перефразируя капитана Жеглова, "ему надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и не разбрасывать деньги, где попало". Хотя Фемида – она ведь тоже женщина. Причем, по отношению к Берлускони, более постоянная, чем власть. И в отличие от нее, видимо, будет с ним до конца.