Россия наложила вето в Совбезе ООН на проект резолюции по Сребренице, признающей события 1995 года геноцидом. За документ проголосовали 10 членов Совета, еще четверо – Китай, Ангола, Нигерия и Венесуэла – воздержались. По словам представителя России при ООН Виталия Чуркина, принятие резолюции по Сребренице обострило бы ситуацию в регионе, при том, что в самой Боснии и Герцеговине нет консенсуса по этому вопросу. Чуркин отметил, что сербы в результате десятилетнего конфликта на территории бывшей Югославии пострадали "не меньше других".
Документ классифицирует убийство 8 тысяч боснийских мусульман в Сребренице в июле 1995 года как геноцид, а также осуждает военные преступления и преступления против человечности в ходе конфликта. Проект резолюции был вынесен на рассмотрение по инициативе Великобритании.
По мнению директора Института славяноведения РАН, доктора исторических наук Константина Никифорова, сам факт появления подобной резолюции вызывает массу вопросов.
"С самого начала не очень было понятно, зачем опять все это ворошить, ведь прошло уже 20 лет. Кому было выгодно сейчас бередить раны и углублять раскол, который был 20 лет назад, и еле-еле сейчас начала затягиваться эта рана? Есть Гаагский трибунал, который много лет занимается этим, хотя и его надо уже закрывать и переводить все дела в национальные суды. Так что тут главный вопрос – зачем все это было сделано. Особенно, с учетом того, что нет даже общих данных, сколько мусульман погибло. То, что произошло массовое убийство – это факт. Но таких преступлений было, к сожалению, в той войне достаточно много", – сказал Константин Никифоров в эфире радио Sputnik.
Историк отметил, что в ходе военных действий в районе Сребреницы погибли тысячи мирных сербов. Поэтому он считает неприемлемым рассматривать вопрос Сребреницы только в контексте убийства боснийских мусульман.
"Вопрос Сребреницы нельзя решать отдельно. Надо брать весь этот район, потому что за несколько лет войны погибли и несколько тысяч сербов из сел, которые окружают Сребреницу. То есть все нужно смотреть в сумме. Опять же вопрос – почему в Сребренице находились вооруженные отряды боснийских мусульман, хотя этот район был объявлен демилитаризированной зоной? Этот вопрос тоже нужно обсуждать. То есть все очень сложно, очень много подвопросов", – сказал Константин Никифоров.
Он считает, что прежде чем выдвигать предложения вроде признания событий в Сребренице геноцидом, необходимо предоставить возможность историкам и специалистам разобраться в самой сути произошедшего.
"Нужно оставить заниматься этим историкам. Я считаю, и разговоры такие уже идут, что надо создать комиссию историков, специалистов, дать им все документы, дать им возможность поговорить со свидетелями, которые еще живы. И пусть они работают. А не "ставить телегу впереди лошади", навязывать решение, а потом окажется, что оно не соответствует истине", – заключил историк.