Главы МИД Ирана и "шестерки" международных посредников в понедельник, 6 июля, начнут в Вене финальный этап подготовки соглашения по иранской ядерной программе. Министры отмечают, что за 11 лет переговоров стороны еще никогда не были так близки к заключению соглашения, как сейчас. Закончить работу планируется 7 июля.
В то же время, как подчеркнул госсекретарь США Джон Керри, говорить о том, что "сделка уже в кармане", пока рано. Он отметил, что до сих пор не согласовано несколько наиболее сложных вопросов. Речь идет в первую очередь о механизме снятия санкций.
Тем не менее, удача должна улыбнуться переговорщикам, считает директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков.
"Вероятность заключения соглашения очень высокая. Об этом на днях говорил и замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков. Он с российской стороны возглавляет переговорный процесс. Остались считанные вопросы на встречу министров. На мой взгляд, в том или ином виде о достижении прогресса будет объявлено до конца завтрашнего дня", – сказал Антон Хлопков в эфире радио Sputnik.
По его словам, о высокой вероятности достижения положительного результата переговоров позволяют судить значительные изменения в позициях Вашингтона и Тегерана.
"Сейчас ситуация немного иная, гибкость демонстрируют обе стороны. Говоря так, я имею в виду Тегеран и Вашингтон, поскольку они являются главными участниками переговоров. И конфликт в основном – между ними. Остальные страны выступают в роли посредников. Поменялась готовность и заинтересованность США договариваться, и готовность Ирана в значительной степени на период в 10 лет ограничить свои исследования в ядерной области. Ограничить – но не отказаться от них, как того требовали США до недавнего времени", – отметил эксперт.
В такой ситуации, полагает он, и вопрос по снятию санкций с Ирана особым камнем преткновения не станет.
"Как я понимаю, механизм снятия санкций выработан. Россия принимала участие в консультациях по санкциям, введенным СБ ООН, и здесь во многом принят принцип поэтапности и взаимности, предложенный РФ. То есть санкции будут сниматься по мере того, как Иран будет выполнять свои обязательства, что будет подтверждаться МАГАТЭ", – считает Антон Хлопков.