Автор Дмитрий Геер
Американцы грезят Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Желание не просто быть здесь ключевым игроком, но и остаться единственной фигурой на этом поле не покидает американских политиков уже не одно десятилетие. Однако, похоже, что сами страны этого региона не собираются делать выбор в пользу только кого-то одного.
Азиатско-Тихоокеанский регион в последнее время начинает играть все более важную роль на экономической и политической карте мира. Здесь пересекаются интересы таких крупнейших политических игроков, как Россия, Китай, Япония и США. Последние проводят в этом регионе двойственную политику. С одной стороны, они никогда не скрывали агрессивного расширения своего влияния по всему миру – и АТР здесь не исключение. С другой – американцы очень хотят сделать своих партнеров крайне зависимыми от позиции Вашингтона. В случае со странами АТР подобная тактика дала сбой: мешают и расстояния, и старые местные связи, которые многие страны наладили еще много веков назад. Хотя после Второй мировой американцы, казалось, смогли нащупать твердую почву в этом сложном регионе, отмечает доцент кафедры востоковедения МГИМО Наталья Стапран:
"США в АТР присутствуют на всем протяжении послевоенной истории региона. Создавая довольно четкую систему безопасности. На первом этапе это была система двусторонних союзов безопасности. Начиная с 21 века, предпринимается попытка пересмотреть свою политику, усилить ее там в контексте изменяющейся ситуации. С одной стороны, исчезла главная для них послевоенная угроза – СССР, с другой стороны, возникла новая непонятная сущность – это растущий Китай, который очень быстро был интерпретирован как новая угроза для США и всего региона в целом".
Рост Китая, который долгое время в Вашингтоне старались не замечать, все-таки заставил американцев пересмотреть свои позиции, а значит, регион АТР стал ключевым направлением политики. Однако вместо выстраивания партнерских отношений, американцы и здесь решили пойти по уже старому и проверенному сценарию, заключает член Российского совета по международным делам Глеб Ивашенцов:
"Четыре года назад, в 2011 году, Обама заявил о возвращении США в Азию. Что имеется в виду под этим возвращением? Прежде всего, укрепление прежних военных альянсов с Японией, Южной Кореей, Австралией, поиск новых партнерств с другими государствами. Предпринимаются и экономические усилия. И если в АТЭС Китай все более укрепляет свои позиции, то США пытаются создать сейчас подчиненный им форум – Транс-Тихоокеанское экономическое партнерство. Но пока надежды в создании этого партнерства у них не оправдываются, они постоянно сталкиваются со многими проблемами".
Транс-Тихоокеанское партнерство стало фактическим ответом на растущее влияние Китая и России. Эта международная организация ставит своей целью создание зоны свободной торговли в АТР. Уже не один год активно разрабатывается торговое соглашение между ее участниками. Однако конца этой работы не видно, подчеркивает Наталья Стапран:
"Изначально это не американская идея: там были небольшие страны, которые были готовы заключить соглашение о свободной торговле. В 2011 году США берут эту инициативу под свою опеку – и она превращается в американскую идею. Надо понимать, что самого партнерства нет. Это переговорный механизм, который длится уже несколько лет. Прошло порядка 20 раундов. Он отчасти напоминает то, что происходит в ВТО. Не только с положительной стороны, но и с отрицательной: в контексте безрезультативности процесса. Потому что с определенного момента, когда присоединяется Япония – и союзник, и главный торговый партнер, экономически большая держава для региона – процесс переговорный заходит в тупик. Очень много вопросов, которые не урегулированы в двусторонних американо-японских отношениях. А вынос их в многостороннее партнерство, куда входит 12 стран, еще больше усугубил ситуацию".
В итоге из года в год все так и ждут хоть какой-то прорыв. Дошло до того, что интернет-сайт WikiLeaks готов заплатить 100 тысяч долларов за текст ранее неопубликованных глав соглашения о Транс-Тихоокеанском партнерстве. Это только подливает масла в огонь, но никак не способствует укреплению экономических отношений. Но если на международном уровне США надо урегулировать целый воз двусторонних проблем, то у себя внутри страны их ждут совершенно иные по объему трудности. Выясняется, что многие американские производители готовы бросить все силы, чтобы это соглашение так и не увидело свет: ведь открытие границ довольно скоро ухудшит положение внутри Америки. В итоге старания Обамы и его предшественников задавить Китай, обернулись реальным противостоянием в самих США.