Автор Михаил Шейнкман
Если бы не история с Грецией, то Австрия претендовала бы на статус главного возмутителя европейского спокойствия. По крайней мере — этой недели. Во вторник Вена объявила, что к 2018 покинет Прибалтику: выведет оттуда посольства, поскольку содержание их там считает нецелесообразным. Теперь здесь говорят, что по той же причине могут оставить и весь Евросоюз.
Пока, правда, нельзя сказать, что в стране вальсов танцуют все. Но 261 тысяча подписей за проведение референдума о выходе из ЕС – для восьмимиллионной республики это мало того, что много. Это еще и официальный повод впервые в ее истории рассмотреть этот вопрос в парламенте. Хотя для этого, по местным законам, хватило бы и сотни тысяч. Но всего лишь за неделю – столько отводится на то, чтобы собрать минимум – инициативная группа превысила его в два с половиной раза.
Автором идеи стала 66-летняя пенсионерка Инге Раушер. У нее с ЕС давние счеты. Первый раз она выступила против него в 2000 – уже через пять лет после присоединения Австрии к нему. Тогда не получилось. Все-таки страна еще не поняла, во что впуталась, а потому оставалась в предвкушении. Тем паче, что это уже было время привыкания к общей европейской валюте. Но сейчас здесь говорят, что и через 16 лет зоны евро люди не отказались от привычки все переводить в уме на свои старые деньги. И так же часто они теперь вспоминают и свою старую жизнь.
И не то, чтобы нынешняя совсем уж была не сахар. По сравнению с Грецией здесь действительно все есть. Кроме безусловной уверенности в том, что этим всем стоит жертвовать ради дряхлеющего и теряющего сбалансированность Евросоюза. А ведь еще в январе, когда группа Инге Раушер зарегистрировала свою инициативу, местные эксперты уверяли, что ей никогда не приблизиться к заветной сотне. Уж очень тяжело дались ей первые десять тысяч автографов. Здесь именно столько нужно насобирать, что получить разрешение запустить идею в массы. Так вот: их накапливали почти два года.
Но лучшим агитатором стала геополитика и ее рикошеты по Австрии. Вена ведь и на официальном уровне, насколько это возможно в рамках соблюдения евродисциплины, старается быть благоразумной. Ту самую "великолепную семерку" стран ЕС, что сдерживает ужесточение (читай: необратимость) антироссийских санкций возглавляет Австрия. Пусть по алфавиту. Но она по-честному ищет варианты. Потому, собственно, и решила вместо Прибалтики разместить свои посольства в Белоруссии, Молдавии и Грузии, назвав их для себя "более стратегически важными", потому что отсюда им Москва кажется ближе.
Так что, это только выглядит так, будто протест подкрался незаметно. Хотя у австрийцев получилось без лишнего шума, шантажа и растянутого во времени пафоса. Как, например, в Британии. Ну так не зря же и медленный вальс, который от венского отличается темпом исполнения, называют "английским".
Продолжает тему доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
– Как далеко зайдут австрийцы в желании покинуть ЕС?
– Евроскептические настроения выросли. И не только в Австрии, но и по всей Европе. И последние выборные кампании это показали. Просто нужно понимать, сколько реально составляет этот евроскептический электорат. Пока он не слишком велик. В Австрии за эту идею пока выступили лишь 4 с небольшим процента электората. То есть, если этот вопрос будет рассматриваться, скажем, на референдуме или в парламенте, это не та цифра, которая может что-то решить.
– Но это – та цифра, которую получили всего лишь за неделю, в течение которой надо было собрать и того меньше.
– Да, конечно.
– Евросоюз, очевидно, трещит по швам. Насколько они у него крепки и хватит ли ему ниток, чтобы латать то тут, то там возникающие бреши?
– Евросоюз периодически трещит по швам. Ему предсказывали гибель уже много раз. И неоднократно он был на краю каких-то достаточно драматических событий, но всегда то, что сплачивало их, преобладало над тем, что их пыталось разорвать. Пока эти связи весьма крепки. Хотя евроскептические настроения растут. Сейчас еще на это наслаивается проблема Греции. Но не так, чтобы мы могли говорить о том, что все это трещит по швам.
Страна вальсов танцует от печки. По словам активистов австрийской акции, люди боятся распространения "греческой лихорадки", поэтому и задумываются о карантине. Впрочем, сейчас вся Европа находится в том же состоянии – на грани срыва. Трясет всех. Эпицентр в Греции, но дом-то общий. А сейсмологи говорят: иной раз лучше выйти из него, чтобы потом не извлекли из-под обломков.