Проведение конституционной реформы – один из пунктов Минских соглашений. И в Киеве, действительно, подготовлен проект новой конституции Украины. По идее, главной его задачей было создать основу для запланированной децентрализации власти. Однако многие на Украине – и отнюдь не только в Донбассе – считают, что документ не только не усиливает полномочия местных органов власти, но и напротив, отнимает у них последние права. Больше всего споров вызывает пункт о праве президента досрочно прекращать полномочия местных советов и префектов.
Документ, между тем, уже предварительно одобрен европейскими юристами из Венецианской комиссии. Как ожидается, проект будет внесен на рассмотрение Верховной рады уже на этой неделе. Кто его готовил и с кем он обсуждался, не сообщается. В ДНР заявили, что не принимали участия в разработке норм, которые напрямую касаются Донбасса.
Председатель всеукраинской организации "Русская община Украины" Константин Шуров расценивает действия киевских властей как их попытку обернуть конституционную реформу себе на пользу.
"Это, скорее, переформатирование страны под требования тех, кто находится сегодня у власти. Связано это, в первую очередь, с потерей управляемости. На сегодняшний день президент имеет серьезную оппозицию в лице премьера, как бы они ни говорили, что вместе идут одним курсом. Изменения в конституцию уже написаны, Венецианская комиссия вместо двух-трех недель рассматривала их в течение трех дней, и здесь очень четко просматривается заинтересованность Запада. А регионы, которые хотели бы отразить свою точку зрения в новом варианте конституции, не услышаны. Конституция практически на 100% будет принята. И получится: если будешь возражать против закона, то автоматически становишься сепаратистом", – сказал Константин Шуров в эфире радио Sputnik.
По его мнению, последствия такого отношения к реформам скажутся не только на отношениях центра и регионов, но и на всех прочих сферах жизни. Включая экономику.
"То, что последствия не будут положительными, сомнения не вызывает. Падение жизненного уровня будет продолжаться. Экономика сейчас уже практически не работает. Возникает вопрос: кто будет содержать государство, которое находится на грани банкротства?", – сказал Константин Шуров.