Автор Дмитрий Геер
Появившись на свет в 1945 году, уже в 1946-м Международный суд приступил к работе в роли главного правового органа ООН для вынесения судебных решений. В нем рассматриваются только иски стран, частным лицам вход закрыт.
В его составе –15 судей, которые избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Каждая страна имеет право предоставить лишь одного судью. Решение принимается только в том случае, если его одобряют девять судей. Эксперты особенно подчеркивают, что все постановления Международного суда ООН являются окончательными и не подлежат обжалованию, а если какая-то страна не выполняет решения, то другая сторона может передать свой вопрос для рассмотрения в Совет Безопасности. Вместе с тем, не стоит думать, что международное право за годы своего существования стало универсальным, и сглажены многочисленные противоречия. В мире по-прежнему сохраняются разные правовые семьи, а значит и позиция судей зависит от того, в какой семье они были воспитаны, отмечает доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Кира Сазонова:
"Международное право совершенно не так универсально, как может показаться на первый взгляд. По сути дела, оно является весьма условным компромиссом между тремя правовыми семьями. Хотя на самом деле их гораздо больше. Это англосаксонская, романо-германская и так называемая модель мусульманского права. Ценности, связанные и с культурной сферой, сферой правовых свобод в рамках этих трех систем очень сильно различаются. Поэтому, конечно, международному праву приходится непросто в поисках компромисса между представителями этих семей. Нужно понимать, что судьи, которые сидят в органах международного правосудия и судят государства, международные организации, они в любом случае воспитывались в рамках какой-то правовой семьи и, безусловно, не могут быть свободными от собственного юридического толкования. Поэтому универсальный характер – это миф. Еще очень много предстоит сделать для поиска точек соприкосновения и для сближения этих семей в рамках единой правовой модели".
Не получается говорить о единой модели и тогда, когда речь заходит о тех критериях, которые, на первый взгляд, являются едиными для всех на Земле, продолжает Кира Сазонова:
"Тематика, связанная со сферой международного правосудия и деятельностью органов системы международного правосудия, относится к наиболее сложной части международного публичного права. По той причине, что вещи, которые кажутся на первый взгляд совершенно очевидными, как демократические ценности, всеобщие права и свободы, основные критерии справедливости и несправедливости – они не столь универсальны, как могут показаться на первый взгляд".
Несмотря на все эти сложности, Суду за годы работы удалось внести значительный вклад в развитие положений права, которые позволяют урегулировать споры между государствами по территориальным проблемам. Так, в 1986 году Буркина-Фасо и Мали признали границу, установленную специальной палатой, которую создал Суд. Спустя шесть лет другая такая же палата положила конец почти столетнему спору между Сальвадором и Гондурасом. В 1999 году был разрешен сложный пограничный спор между Ботсваной и Намибией. Говорит правозащитник и адвокат Михаил Салкин:
"Компетенция суда наиболее сильная в современном дипломатическом мире. Дело в том, что это тот орган, который должен разруливать все международные конфликты, которые возникли после того, как была создана ООН после окончания Второй мировой войны. Соответственно, с этой функцией суд справлялся достаточно успешно. Масса дел, где они отрегулировали международные споры по территориям между государствами. Но преимущественно это были споры между государствами, не входящими в Совет Безопасности ООН. Если так можно сказать, это слабые государства, которые не имеют возможности противостоять этой системе".
Вместе с тем, несмотря на опыт и различные подходы, судьи Международного суда пока еще часто сталкиваются с такой серьезной проблемой, как четкость и точность формулировок. Последние десятилетия показали, что решения зачастую зависят от того, как будут расставлены акценты. И какие слова будут подобраны.