"Газпром" начинает прощупывать (в буквальном смысле) дно для "Турецкого потока". В официальном сообщении российской компании говорится, что разрешение, которое дала Анкара, предусматривает исследования по первой нитке газопровода в исключительной экономической зоне, а также в территориальных водах Турции. Предполагается, что морской участок магистрали будет состоять из четырех ниток мощностью 15,75 млрд кубометров каждая. Газопровод пройдет 660 километров в старом коридоре "Южного потока" и 250 километров – в новом.
У скептиков было много сомнений, что "Турецкий поток" – реальный проект, однако теперь можно говорить, что Анкара настроена серьезно, считает старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова.
"Названы примерные даты строительства и запуска "Турецкого потока": начало строительства – 2016 год, запуск – конец 2018 года. Есть технологии, опыт и возможности для того, чтобы дно для "Турецкого потока" было исследовано быстро – за 10-12 месяцев. Текущее соглашение – второе в этой истории, оно актуально после закрытия "Южного потока". В этот раз стороны учли все ошибки прошлых проектов. В целом, и Турция, и Россия сделали все, чтобы проект начался без особых проблем", – сказала Анна Бодрова в эфире радио Sputnik.
По ее мнению, единственной проблемой может стать Третий энергопакет ЕС. Однако условия его выполнения в "Турецком потоке" прописаны так, что не придраться.
"Проблема в том, чтобы Европа не начала препятствовать реализации этого проекта. Если опять все уткнется в Третий энергопакет ЕС, то не исключено, что этот проект опять приостановится, как было с "Южным потоком". Но пока придраться не к чему: поставщик газа и владелец трубы разделены и неподконтрольны одному и тому же лицу. Бизнес прекрасно умеет считать деньги, поэтому все стараются обойти эти политические камни преткновения, и именно поэтому "Турецкий поток" в нынешнем соглашении расписан более чем детально", – сказала аналитик.
Анна Бодрова не исключает, что еще какие-нибудь компании войдут в этот проект, однако считает преждевременным делать прогнозы по поводу участия в нем Ирана.
"Ситуация с Ираном до конца не ясна. Против него работает множество санкций, на этой неделе идут активные переговоры относительно получения гарантий их снятия и полной остановки работ по обогащению урана. Здесь нет полной ясности, ситуация может продлиться, как минимум на неделю, как максимум на пару месяцев. Тяжело идут переговоры. Я бы не говорила о полномасштабном участии Ирана в "Турецком потоке" до тех пор, пока не будет поставлена точка в диалоге Тегерана и "шестерки"", – отметила Анна Бодрова.