Венецианская комиссия после нескольких месяцев изучения в целом одобрила украинский закон об очищении власти (люстрации), но отметила, что он распространяется на слишком широкий круг лиц и судей.
В заключении Венецианской комиссии говорится, что закон ставит под сомнение вопрос о защите прав человека на Украине. Европейские эксперты рекомендовали пересмотреть критерии для тех, кто может быть подвергнут люстрации, чтобы не создавать "атмосферу всеобщего страха и недоверия".
"Заключение Венецианской комиссии содержит, с моей точки зрения, ряд очень серьезных, фундаментальных замечаний. Закон слишком широко трактует люстрацию, включая в перечень, по сути, миллионы людей. В заключении сказано, что такая трактовка чревата серьезными проблемами для киевской власти. Есть еще один фундаментальный момент, на который обратила внимание Венецианская комиссия: в законе о люстрации одновременно идет речь о борьбе с коррупцией. Причины, по которой смешаны абсолютно разные юридические категории, понятны. Это попытка искусственным образом поставить знак равенства между политическими оппонентами нынешней киевской власти и коррупционерами, то есть заявить, что вся коррупция на Украине – это производная от режима Януковича. Очевидно, что это не так, и именно на это указала Венецианская комиссия", – сказал в эфире радио Sputnik политолог, директор Института политики, права и социального развития МГГУ имени Шолохова Владимир Шаповалов.
В Киеве выводы Венецианской комиссии восприняли неоднозначно. Министр юстиции Украины Павел Петренко счел, что европейские эксперты одобрили закон. В "Блоке Петра Порошенко" признали выводы критическими, однако необязательными к исполнению. Владимир Шаповалов считает такую реакцию вполне закономерной.
"Киев всегда демонстрировал пиетет в отношении Европы и, встречая непонимание даже в достаточно скромных размерах со стороны европейских институций, киевские чиновники впадают в состояние ступора и недопонимания: как же так, мы это делаем ради того, чтобы быть ближе к Европе, а вы нас одергиваете и делаете нам замечания?! Эта реакция наглядным образом свидетельствует о существенном недопонимании Киевом механизмов институтов европейской политики, европейской системы права. Киевские чиновники считают, что если они будут постоянно утверждать: хотим в Европу, то им спишутся все их промахи, просчеты и преступления", – считает политолог.