Несмотря на очевидную для всех неэффективность инициированных Вашингтоном мер против Москвы, Совет Евросоюза продлил действие антироссийских санкций до 31 января следующего года. Сами Соединенные Штаты пока не сообщили о своих намерениях по поводу продления санкций. Но ранее министр финансов США Джейкоб Лью заявил, что Вашингтон в принципе готов ужесточить ограничения в отношении Москвы.
Вопрос об экономическом ущербе, который несут в результате санкций сами западные страны, особенно европейские, в данном случае вторичен. Решения в этой сфере подчиняются не экономической, а политической логике, считает советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие" Сергей Хестанов.
"В западной политической традиции есть определенный набор установок, условностей. И в рамках этого набора решение о продлении антироссийских санкций выглядит, к сожалению, вполне логично. В нынешнем политическом мейнстриме решение такого типа было предсказуемым", — сказал Сергей Хестанов в эфире радио Sputnik.
Возможные будущие изменения в ситуации также зависят по большей части от политических факторов. Но при этом, по словам экономиста, следует помнить, что все западные санкционные инициативы на практике оказывались весьма инерционными.
"Если вспомнить историю санкций, в том числе тех санкций, которые вводились западными странами еще против СССР, то можно заметить, что санкции было легко ввести, но очень тяжело снять. Иногда событие, которое послужило поводом для введения санкций, исчезает – а санкции продолжают действовать и снимаются лишь спустя годы или даже десятилетия", – напомнил Сергей Хестанов.
Таким образом, России предстоит в течение еще какого-то времени сталкиваться с санкциями. Последствия которых не обязательно должны быть исключительно негативными. По мнению экономиста, мнение о том, что санкции против России работают в итоге на развитие отечественного импортозамещения, является обоснованным.
"Частично это мнение верно. Правда, лишь с той оговоркой, что касается оно, с одной стороны, тех отраслей, которые напрямую конкурировали с продукцией из ЕС. А с другой стороны – тех отраслей, которые в структуре своего потребления почти не содержат импортных компонентов либо оборудования. С такой оговоркой – да, чем жестче антироссийские санкции и контрсанкции, тем лучше развивается внутреннее производство", — отметил Сергей Хестанов.