Автор Дмитрий Геер
В Армении все чаще говорят о выгодах, которые несет республике присоединение к ЕАЭС. Основной плюс – страна оказывается в эпицентре мирового развития и получает уникальный шанс укрепить связи с торговыми партнерами. Конечно, в первую очередь, речь идет о России.
То, что Москва – партнер номер один, Армения продемонстрировала на саммите "Восточное партнерство", который прошел весной в Риге. Она и Белоруссия отказались подписывать совместное заявление, если там будет словосочетание "аннексия Крыма". Бунт в глазах европейцев невиданный. Тем более, когда в Брюсселе по-другому говорить не привыкли. Если же говорить об участии Армении в этой программе, то это, скорее, поведение "воспитанного" государства, считает замдиректора Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова:
"Появление Армении на саммите "Восточное партнерство" связано с тем, что Армения, в данном случае, во-первых, проявляет вежливость по отношению к Западу и не становится к нему спиной. Как известно, Армения подписала уже документы, которые включают ее в Евразийский союз. Сейчас ее экономическая организация должна подстраиваться под стандарты и требования Евразийского союза. А в ЕС, так как она является уже с 2009 членом программы "Восточное партнерство", это дань вежливости и уважения к этой программе".
При этом не стоит забывать, что Армения сохраняет прочные связи со своими диаспорами по всему миру. В этой связи участие в "Восточном партнерстве" помогает Еревану поддерживать эти контакты, считает доцент Высшей школы экономики Андрей Суздальцев:
"Они видят в этой программе возможность расширения своих связей на Западе, в Европе, ЕС. Считается, что эта программа соответствует их объявленной многовекторной политике. Но не более того. На самом деле, конечно, еще желание инвестиций западных компаний, европейского бизнеса в экономику. Но этот вопрос так не решается. Инвестиции не руководствуются руслом "Восточного партнерства". Если они приходят, то приходят сами, и их, естественно, не хватает. Поэтому участие для Армении важно еще вот в каком формате. Армения все-таки находится в некоторой географической и политической изоляции. Армении помогает армянская диаспора, которая существует в мире".
Однако все эти рассуждения в Армении отступают на второй план, когда речь заходит об экономических перспективах. А здесь уже сейчас подсчитывают дивиденды от сотрудничества с ЕАЭС. Не забывают упомянуть о том, что и ЕАЭС получил дополнительный рынок, а также опыт Армении в проведении конституционных и структурных реформ. Многие эксперты добавляют, что Армения имеет льготные условия торговли со странами Европы. Однако не стоит думать, что этот фактор будет серьезно рассматриваться в ЕАЭС, предупреждает Андрей Суздальцев:
"Мы сейчас наблюдаем борьбу двух интеграций – "Восточного партнерства" и ЕАЭС. Учитывая, что Армения вошла в ЕАЭС, то в одной стране получается два вектора одновременно. Есть конкуренция двух интеграций на постсоветском пространстве, она уже не первый год идет. Сказать так, что Армения является проводником европейского влияния в евразийском пространстве – это будет неправильно. Но какое-то влияние есть, учитывая, что есть круги политические, которые прислушиваются к тому, что говорят из Брюсселя. Проевропейский вектор там тоже обозначен".
Споры вокруг вектора прекращаются с появлением цифр и фактов. Вступление в ЕАЭС даст Еревану более 1% от сумм таможенных пошлин от ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза. Граждане Армении смогут без ограничений и патентов работать в странах ЕАЭС и пользоваться в них всем социальным пакетом. Такие доводы не заметить трудно.