Автор Дмитрий Геер
Молдавии есть чем похвастаться перед Украиной и Грузией. Это так пока еще и недоступный для них безвизовый режим с ЕС. А поэтому на саммите в Риге она чувствовала себя увереннее остальных. Однако неприятностей все равно не избежала.
Буквально сразу после саммита Кишинев шокировал еврочиновников скандалом на миллиард евро. Именно столько пропало из молдавской банковской системы. Послы стран ЕС даже потребовали встречи с директором Молдавского Центра по борьбе с коррупцией Виорелом Кетрару. И это при том, что Кишинев при каждом удобном случае требует от ЕС финансовой помощи, которая необходима для дальнейшего развития страны. Хотя реальность доказывает, что как раз никакого развития нет. Прошли времена, когда экономика Молдавии была весьма успешно встроена в такие механизмы как СССР и СЭВ, напоминает директор Института национальных кризисов Николай Сорокин:
"Молдавия – это государство, которое образовано на территории бывшей Молдавской ССР. МССР появилась, как мы знаем, после освободительного похода Красной армии – была освобождена территория Бессарабии, которая ранее входила в состав Российской империи. В течение 50 лет эта территория развивалась в рамках единого народно-хозяйственного комплекса СССР, а если брать еще шире – в рамках единого комплекса социалистических экономик – СЭВ. В этом едином комплексе существовало четкое разделение труда, доведенное до уровней, недоступных на сегодняшний день ЕС. В рамках этого разделения труда каждая территория, республика и страна делала нечто такое, потребности на что возникали в других регионах этого содружества. В советское время все, что производила Молдавия, "сметалось" огромным советским рынком и рынком социалистических стран".
Еще одна отличительная особенность современной экономической карты Молдавии заключается в том, что именно промышленные предприятия не подконтрольны Кишиневу. А как раз то, что ему подконтрольно, может быть интересно только одному рынку. И нетрудно догадаться, какому именно. Тогда как все остальные рынки готовы отгородиться от молдавский продукции, напоминает Николай Сорокин:
"Все, что производится в Молдавии, никому не нужно. Промышленная часть находится в Приднестровье, которое никак не контролируется Молдавией. А сельское хозяйство Молдавии, то есть подавляющая часть ее территории, все, что производит, может быть интересно исключительно на российском рынке. Европейские посулы никогда не приведут к тому, что итальянские, немецкие, французские, испанские фермеры согласятся на то, чтобы у них появился конкурент в виде непонятных для них молдавских производителей".
Развивает активное сотрудничество с Россией автономная Гагаузия.
Пока одни регионы Молдавии пытаются отстраивать новые отношения с партнерами из России и стран СНГ, официальный Кишинев не устает повторять о своей ориентированности на Запад. Ряд политиков время от времени возвращается к идее объединения с Румынией, чтобы стать еще ближе к Европе. Но для самой Европы Молдавия интересна, прежде всего, как часть противостояния с Россией, считает политолог, член Молодежной общественной палаты России Михаил Синицын:
"Мы видим, что все инструменты сотрудничества с постсоветскими странами Европы в итоге оказываются втянутыми в антироссийские инициативы и проекты.
Большинство экспертов считают, что ни сближение с Румынией, ни потакание европейским интересам в спорах с Россией не приблизят Молдавию к европейскому двору. Против нее играет и бедность, и бесконечный поток молдаван, которые сегодня разъехались по Европе в поисках лучшей доли.