Автор Дмитрий Геер
Саммит "Восточное партнерство", который прошел в конце мая в Риге, не оправдал надежд руководства ряда бывших республик СССР. Украина и Грузия так и не получили гарантий в предоставлении безвизового режима. А вместе с Молдавией все трое также не получили и никаких сигналов о возможной перспективе стать членами Европейского союза.
Саммит "Восточного партнерства" в очередной раз стал свидетельством того, что в этом партнерстве не просто соседствуют слишком разные страны, но даже европейская сторона так и не смогла выработать единую позицию по вопросу сотрудничества с республиками бывшего СССР. Хотя, конечно, по итогам мероприятия представители Евросоюза и Украина, Молдова, Грузия, Беларусь, Азербайджан и Армения выпустили совместную декларацию. Вместе с тем, Минск поддержал документ с существенной оговоркой: "Восточное партнерство" не должно создавать новых разделительных линий в Европе. Анализируя работу этой программы, многие эксперты приходят к выводу, что именно о сближении речи никакой не идет, а изначальная цель — "вытащить" бывшие республики СССР из-под влияния России, напоминает украинский политолог Александр Дудчак:
"Само "Восточное партнерство" задумывалось для того, чтобы втянуть республики бывшего СССР в европейскую орбиту, оттянуть их как можно дальше от России. Это не новая идея. Основная идея — отрыв от России и взаимодействие, с одной стороны, целого ЕС, а, с другой стороны — отдельных бывших республик СССР. Реально никакой силы эта программа не имеет, финансирование ограничено. Намного больше было финансирование для стран Северной Африки. Надеяться на что-то было странно".
Возможно, именно поэтому в Европе и пытаются всеми силами намекнуть участникам "Восточного партнерства", что их в ЕС никто не ждет. Но одновременно делается все, чтобы эти страны не почувствовали себя обделенными вниманием со стороны Брюсселя и не стали задумываться о том, чтобы налаживать более активные контакты с Россией. В итоге идет бесконечный торг, заключает заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Левченков:
"Эксперты, говоря о результатах саммита "Восточного партнерства", исходят из двух предпосылок. Первая заключается в том, что изначально программа "Восточного партнерства" была ориентирована не на интеграцию стран этого объединения в ЕС. На это и упирали лидеры стран ЕС, говоря о результатах саммита.
И если рассматривать с этой точки зрения, то саммит состоялся, все страны-участницы прибыли на него, все выразили в той или иной степени готовность продолжать взаимодействие по этой линии. Равным образом, как и все государства ЕС. Если же рассматривать программу "Восточного партнерства" с другой точки зрения — интеграции в структуры ЕС в качестве полноправного члена — то саммит показал, что на этом пути никаких ощутимых успехов нет. Скорее, выявился ряд дополнительных проблем, с которыми ЕС в данный момент не знает, что делать".
Это приводит к тому, что ЕС предпринимает лишь незначительные шаги, которые при удобном случае можно представить как важную помощь. Так, ЕС подписал меморандум о макрофинансовой помощи Европейского союза для Украины всего лишь на 1,8 млрд евро, а после этого пообещал отмену виз уже в следующем году — главное, чтобы Киев выполнил все условия. Для Петра Порошенко, который так красочно расписывал предстоящий саммит, это оказалось неприятной пилюлей. Но самое главное, что не только для него, говорит политолог Александр Дудчак:
"Рижский саммит не оправдал ожидания руководства Украины, да и простых жителей, которые до сих пор еще верят в сказки, рассказываемые Порошенко и его командой. Это было очевидно и до начала саммита. Порошенко в очередной раз поставил ультиматум Европейскому союзу по введению безвизового режима и пообещал, что подобные вопросы, скорее всего, будут решаться или будет прогресс в этом направлении. И, в общем-то, саммит со своими результатами показал: процесс неинтеграции бывших республик СССР продолжается, что перспектив никаких для Украины нет. И об этом все резче заявляют сами же европейцы".
Вряд ли понравилось Петру Порошенко и то, что на саммите была затронута тема внутриукраинского конфликта. Добившись встречи с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом, Порошенко в очередной раз услышал, что все пункты Минских договоренностей должны быть выполнены. Понятно, что после этого ни о каком дальнейшем продвижении в сторону Европы Украине мечтать не приходится. Хотя есть и ложка меда: президент Европейского Совета Дональд Туск подтвердил, что Зона свободной торговли между Украиной и ЕС начнет полностью действовать с 1 января 2016 года. Но вот кому будут нужны украинские товары — не сказал.