Автор Татьяна Голованова
Долг или взятка? В Киеве вконец запутались. Вроде и выплачивать России долги пора, а нечем. Вот и идут на ухищрения и сотрясание воздуха. Украина признает долг перед Россией в 3 млрд долларов наравне с любыми другими еврооблигациями, но хотела бы провести реструктуризацию, говорит министр финансов Украины Наталья Яресько. Заявление похоже на оправдание с элементами очередного шантажа. Столь странная форма признания долга возникла после интервью президента Петра Порошенко западным журналистам. В нем тот заявил, что покупка еврооблигаций Россией – не что иное, как взятка экс-президенту Виктору Януковичу за отказ от подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Мол, тот редкий случай, когда одно государство дает взятку другому государству под маской суверенного кредита.
Эти слова вызвали у экономистов не просто недоумение, но еще и нервный смех. С такими крупными "коррупционными схемами" в мире никто еще не сталкивался. Вроде ляпнул и ляпнул – ничего ужасного. Но это в случае школьника. А когда такие выводы звучат из уст олигарха, миллионера, да еще и президента страны – это странно. Кремль потребовал разъяснений от Киева, которое и получил от Яресько. А премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что если заем от Москвы – это взятка, то обсуждение кредитов МВФ Киеву – организация масштабного воровства. То есть Порошенко либо лукавит, либо действительно считает, что любой заем – это взятка. В таком случае вся кредитная система в мире – огромная машина для коррупции? Забавно. Киеву пора бить тревогу и требовать закрытия всех финансовых рынков, инвестиционных фондов и даже банков по всему миру. Только подумать: вся финансовая система – идеал коррупции, где кто-то дает взятки, а получающий их еще и проценты по этим взяткам возвращает! Всех под суд: и МВФ, и министров финансов. А еще – всех украинских пенсионеров, они же из кредитов МВФ деньги на жизнь получают.
Можно было бы, конечно, обвинить Порошенко в финансовой безграмотности и абсолютной некомпетентности – и забыть про его злополучное "откровение". Можно, если бы не одно "но". Считанные дни остались до того, как Киев должен погасить 75 млн долларов по бумагам, выкупленным Россией. При этом, вопреки желанию Украины, участвовать в реструктуризации Москва не намерена. Вот и придумали в Киеве поднять шум и неразбериху, чтобы был повод вновь попросить Москву подумать о реструктуризации. А еще лучше – о прощении если не всего долга, то хотя бы его части. Угрожали мораторием на выплаты – не сработало, а вдруг сейчас получится?
Когда простой человек не платит по долгам, на него можно подать в суд или обратиться к коллекторам. А что делать, когда деньги не хочет отдавать соседнее государство? Кажется, после 20 июня у экономистов может появиться повод написать практическое пособие по этой теме.