Автор Михаил Шейнкман
Их семь, а думают все только об одном. Как там они без нас? Перед встречей лидеров G7 в немецком замке Эльмау все разговоры – только о России. "Мы настоятельно нуждаемся в России для урегулирования хронических конфликтов в Сирии, Ираке, Ливии, а также вокруг атомной программы Ирана". Это глава МИД Германии Штайнмайер. Кристин Лагард, уж на что ее МВФ считают проамериканским, и та объявила, что без России мировая экономика – это не вариант.
Путин может собой гордиться. Здесь его не считают восьмым – он единственный. Год прошел, как они решили сократить формат, а даже в их странах не всем понятно: это они Путина отчислили или спрятались от него? Они почему-то решили, что в изоляции может быть только кто-то один. Словно в нее не может угодить и компания. Если, скажем, она заблудилась. А ведь их встреча без нас – это и есть гимн нашей живучести. Потому что здесь о нас точно не будет "хорошо или ничего". Будет все. Готовились, копили. Домашним заданием слагали немыслимые подробности нашего агрессивного поведения. Это будет конкурс сочинений на заданную тему.
Тяжелее всех – премьерам Италии и Японии. И тот, и другой откровенно тоскуют без России и нуждаются в ней. Маттео Ренци в Баварии нужно вести себя так, чтобы не прятать глаза 10 июня в Милане, когда Путин, между прочим, по его приглашению, будет на международной выставке ЭКСПО-2015. Но он хотя бы примет Путина. А Синдзо Абэ только мечтает об этом. Но перед саммитом едет к Порошенко. Видимо, чтобы подвести себя к немецкому формату в нужной эмоциональной кондиции. А то и ему в нормальном состоянии как-то неловко слушать все это и участвовать в оскорблении страны, с которой он очень хочет все-таки сблизить позиции по Курилам.
У остальных никакого психологического дискомфорта в Германии быть не должно. Меркель у себя дома. Обама, спасибо АНБ, как у себя дома. Британец Кэмерон и канадец Харпер говорят с ним на одном языке. Олланду – просто за счастье, что его еще хоть где-то считают полноценным президентом Франции.
У нас такой "саммит" по лету у каждого подъезда ежедневно проходит. Даром, что среди этих – одна только бабушка. А так – семечки, платочки, лавочка – и наш пейзаж. Сидят, сплетничают, все про всех знают. Не сильные мира сего, а "санитары нравственности". Говорят по-своему, но слышится с детства знакомый стиль. Вон, смотри, пошел рейтинг у Путина вверх. Знаем мы, как эти рейтинги делаются. А Украина, уж на что девушка правильная, целомудренная, а вот с соседом не повезло. А эта – тоже мне ФИФА. Размахивает своим футбольным хозяйством. Известно, как им эти чемпионаты достаются. Ну и все в таком духе. Язычки почешут, душу отведут и по домам. Вроде бы, как и не зря весь мир их боится. Тут главное – не мешать им думать, что так оно и есть. Поэтому свидетели им не нужны. И правда тоже.
Продолжает тему директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.
– Россия ничего не пропустит, оставшись вне этого саммита в Германии? На что они могут решиться без нее?
– "Пропустит или не пропустит" – это из цикла "все надо в жизни попробовать". Может быть, какие-то вещи и полезней будет пропустить. Я вообще не считаю, что G8 был хоть как-то полезен России. Ну, элитный клуб, удовлетворение амбиций, хорошая телекартинка. Больше ничего. Это первое. Второе. G8 и G7 никогда не принимали решений, которые как-то серьезно и быстро меняли бы мир к лучшему. Я не думаю, что и сейчас произойдет что-то в этом роде.
– К лучшему мир изменить не получается, а вот к худшему они могут попробовать. Уже говорят, что саммит, скорее всего, рассмотрит продление антироссийских санкций. Это все, что они могут нам предъявить?
– Наверное, могут они и еще что-то сделать. Какая нам разница? Они сделали выбор. Они против того, чтобы Россия имела какие-то права в этом мире. Все. О чем еще говорить? Они жестко это обозначили. Была бы у них возможность, они бы нас просто уничтожили. Но у них такой возможности нет. Все точки над "i" расставлены. G8 – это был театр, какой-то иллюзион. Он закончился. Пора просыпаться.
Наверное, свой политический вес в мире "Семерка" и без России не потеряет. Вся эта компания по-прежнему – на одной чаше весов. Ее проблема только в том, что пока на другой чаше не появится альтернатива – прижимать им свой авторитет неподъемным грузом к земле без шансов от нее оторваться. Ведь и про этот саммит в Эльмау можно сказать, что семь пишем, а один – в уме. То есть, из всех из них только один в уме. Но его здесь не будет.