Автор Дмитрий Геер
Нелегкая это доля – быть канцлером Германии. Помимо постоянной обязанности быть экономическим "локомотивом", приходится еще за всех быть и политическим тяжеловозом. А в ситуации, когда Европа все дальше отходит от единой позиции, взгляда, жеста и слова, эта роль становится особенно тяжеловесной. Но деваться некуда. Хорошо, что хоть из-за океана иногда подсказки долетают. И вот опять Ангеле Меркель выпала нелегкая доля огласить список тем, которые будут обсуждать в Эльмау под сенью альпийских дубов 7 и 8 июня на саммите "Большой семерки".
Конечно, есть общие слова про экономическую ситуацию и террористические угрозы. Однако этот саммит должен доказать миру, что без России темы обсуждения по прежнему актуальны и значимы, а значит – "семь" не менее, а то и более весомы, чем "восемь". И что же будет теперь занимать глав уважаемого объединения? События, которые, по словам госпожи Меркель, ставят под угрозу мировой порядок. Неужели все-таки заметили деяния "Исламского государства" и готовы наконец-то поставить заслон на пути разрушений? Или собираются признать, что практика "цветных революций" ничего, кроме крови и новых трагедий не несет? Или появился, наконец, рецепт, как помочь беженцам?
Нет, все оказалось гораздо проще: общие слова про ситуацию на Ближнем Востоке, и очень конкретно – про Эболу и воссоединение Крыма с Россией. И это они серьезно? Именно Эбола и Крым не дают спокойно жить простым людям в Сирии, Ираке и Афганистане, влияют на религиозные настроения в Великобритании и Франции, обостряют проблему беженцев в Италии и Германии? Или госпожа Меркель просто нашла именно те темы, по которым разногласий не предвидится, и можно спокойно провести пару дней в Альпах, делая на камеру озабоченное лицо и тайком любуясь красотами природы? И ведь никаких неудобных поворотов, неловких заминок с ответами. Уже сейчас можно предсказать, из каких фраз будет построен итоговый документ, какие вопросы прозвучат на итоговой пресс-конференции и с какими лицами верные политологи будут всю следующую неделю говорить о единстве позиций, которое царит в рядах "Семерки".
Остается только один вопрос: а миру-то с этого что? Вместо полноценного обсуждения, обмена мнениями – причем, разными – которым славилась "Большая восьмерка" во многом благодаря участию и заинтересованности России, теперь – просто молочные реки и кисельные берега. Словно и нет в мире ни войн, ни страданий, ни трагедий. И даже Украины нет. Потому что помочь соседу найти реальный выход из внутреннего конфликта оказывается гораздо труднее, чем давать общие "ответы" на глобальные вызовы. И очень легко будет в очередной раз единогласно назначить виноватой во всех проблемах Россию, вместо того, чтобы выслушать ее пусть и не всегда приятные на слух предложения.
В России про подобные акции говорят: "как мертвому припарки". Только здесь надо сделать небольшую поправку: мировые проблемы пока не мертвы, а очень даже живы и нуждаются в конкретных решениях, то есть лекарствах. Однако в бывшем госпитале, а нынешнем отеле класса "люкс" замка Эльмау будут говорить только о приятном. Что ж, остается надеяться, что воспоминания о том, что когда-то здесь были и база отдыха военнослужащих вермахта, и концлагерь для нацистов, все-таки вернут съехавшихся туда лидеров к реальности.